Поэтическое сравнение 8 букв. Примеры сравнения в литературе - в прозе и стихотворениях. Определение и примеры сравнений в русском языке. Примеры сравнений в русском языке

Сравнение - это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. В нем всегда присутствуют ДВА СОПОСТАВЛЕННЫХ ОБРАЗА: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения), присоединяемый к основному союзами «как», «будто», «словно»: «моя жизнь, словно бушующее море», «сердечко стонет, как осенний лист дрожит», «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «и он убит - и взят могилой, / как тот певец, неведомый, но милый...».

Сравнение - прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми - закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у автора произведения.

Сравнения нередко создают единый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями» - Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом... в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!». В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, /Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором - сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае - море, во втором - Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон - как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Итак, сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке поэзии.

Интересно рассмотреть как используют троп сравнения отдельные поэты, например, М. Цветаева - все цитаты ниже взяты из ее произведений.

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

1. Предмет сравнения - абстрактные понятия

А) время:

"...временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод..."

Б) жизнь и по контрасту к ней - смерть:

"Вся жизнь КАК КНИГА для меня" ;
"Это жизнь моя пропела - провыла -
Прогудела - КАК ОСЕННИЙ ПРИБОЙ -
И проплакала сама над собой".
"Жизнь выпала - КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ..."
"Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок - мимо!
Все, что неосуществимо,
Я сама осуществлю".
"Смерть - ЧЕРВОТОЧИНОЙ".
"Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола - ЯМКОЙ".

В) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

"Ты дал мне детство - ЛУЧШЕ СКАЗКИ"
"КАК ЗМЕЙ НА СТАРУЮ ВЗИРАЕТ КОЖУ -
Я молодость свою переросла"

Г) времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени - час:

"Дни мои, КАК МАЛЕНЬКИЕ ВОЛНЫ,
На которые гляжу с моста"
"Черная, КАК ЗРАЧОК,
Как зрачок, сосущая
Свет - люблю тебя, зоркая ночь".

Абстрактные понятия Цветаева часто сравнивает с конкретными осязаемыми предметами. Причем о днях М. Цветаева говорит, смотря на них со стороны, ставит определенную границу между своими днями и самой собой “гляжу с моста”). А о ночи, наоборот, говорится как о чем-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини - внутреннее состояние, определенный настрой души:

"...НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!"

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

"Слово странное - старуха:
Смысл неясен, звук угрюм,
Как ДЛЯ РОЗОВОГО УХА
ТЕМНОЙ РАКОВИНЫ ШУМ".

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

"У тонкой проволоки над волной овсов
Сегодня голос - КАК ТЫСЯЧА ГОЛОСОВ".

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

"Два слова, ЗВОНКИЕ, КАК ШПОРЫ.
ДВЕ ПТИЦЫ В БОЕВОМ ГРОМУ".
"“Нет”, - ТОЧНО ЛЕД ТРЕСНУЛ".
"Слова - тяжёлые, КАК КАПЛИ".

Е) выражение различных эмоций и чувств:

"Любовь - ещё старей:
Стара, КАК ХВОЩ, стара, КАК ЗМЕЙ,
Старей ЛИВОНСКИХ ЯНТАРЕЙ,
Всех ПРИВИДЕНСКИХ КОРАБЛЕЙ
Старей - КАМНЕЙ, старей - МОРЕЙ"
"И смех мой - ревность всех сердец! -
КАК ПРОКАЖЕННЫХ БУБЕНЕЦ -
Гремит тебе"
"Жив и здоров!
Громче громов -
КАК ТОПОРОМ -
Радость"

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

"Души в нас как ЗАЛЫ ДЛЯ РЕДКИХ ГОСТЕЙ" .
"В этой грустной душе ты бродил, КАК В НЕЗАПЕРТОМ ДОМЕ"

Ж) стихи:

"Стихи растут КАК ЗВЕЗДЫ И КАК РОЗЫ,
Как КРАСОТА - НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ"
"Не нужен твой стих -
КАК БАБУШКИН СОН.
- Докучен твой стих -
КАК ДЕДУШКИН ВЗДОХ" .
"Стихи мои - КАК ДОБРОВОЛЬЦЫ -
К тебе стекались под шатёр" .
"Моим стихам, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,
Настанет свой черёд".

2. Предмет сравнения - портретные характеристики человека

"Все дитя КАК БУДТО СТАТУЭТКА
Давних лет". -
" ...вольный и скользкий
Стан КАК ШЕЛКОВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ ХЛЫСТ"
"Укутанного в плащ - прекрасного, КАК СОН -
Я вижу юношу"
"Во всей девчoнке - ни кровиночки. . .
Вся, КАК КОСЫНОЧКА, бела" .

3. Предмет сравнения - части тела человека

"Рука КАК СВИТОК выпала,
Разверстая и слабая..."
"Рука на солнце - КАК МЕРТВЕЦ СПЕЛЁНУТЫЙ"

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

"Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены" и
"Рот КАК МЁД, в очах доверье

"И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след".
"Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ"

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

"И вот - промеж лиц - лицо
Горбоносое и ВОЛОСЫ КАК КРЫЛЬЯ".

4. Предмет сравнения - различные предметы обихода

"Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял - КАК ШРАМ
. . . на всех путях
Меня настигал КАК ШАХ -
Беглянку. - Назад, на стул!"
"Из-под нахмуренных бровей
Дом - БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ
ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ
Меня встречает: - Здравствуй, я!"

Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем - во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение.

"Под куполом - КАК ЦАРЬ В ЧЕРТОГЕ -
Красуется британский флаг" .
"Плащ, прихотливый КАК РУНО"
Шаль - КАК ЩИТ"
"Платье - ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ"
"Плащ - ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ
Великосветских мотыльков"
-
Очень интересны цветаевские сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например: "Сад, одинокий, как сама".

5. Предмет сравнения - пейзаж

"В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона"
"...замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ".

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

"Деревья бросаются в окна -
КАК БРАТЬЯ - ПОЭТЫ - В РЕКУ"
"Два дерева ходят друг к другу...
То, что поменьше тянет руки,
КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Вытянулось... "

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: "ходят”, "тянут руки", то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

"Голубые, КАК НЕБО, воды
И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ.
Мало лет - и четыре года:
Ты и я - у Москвы-реки"

И лаконично, и красочно: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Или: "Мох - что зеленый мех!" - переход от чисто звукового подобия к подобию морфологическому и смысловому: подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

"СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА -
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине
Кто-то плачет обо мне"

Здесь дождь - не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово "дождь", это не дождь, а плач, и ЛГ известна причина плача - о ней.

6. Предмет сравнения - действия и состояния (уход, приход, ожидание и т.п.).

"Чтоб ушел, КАК ВЗДОХ".
"Исчезая, КАК ДЫМ В НЕБЕСАХ,
Уходили они, уходили".
"Движенье, как КАК ДЛИННЫЙ КРИК"
"Не крадущимся перешибленным зверем, -
Нет, каменной ГЛЫБОЮ
Выйду из двери-
Из жизни"

Последнее сравнение - антитеза. В нем два противоположных по смыслу образа создают описание одного действия. Здесь противопоставлены не только сами понятия ("зверь" - "глыба"), но и эпитеты ("крадущийся" - "каменный"). Эта яркая противоположность усиливает неподвижность и статичность действия. А есть, наоборот, сравнения с ощущением порыва, даже полета в движении:

Ах, если бы - двери настежь -
КАК ВЕТЕР к тебе войти!"
"Кошкой выкралась на крыльцо"
"Остер, КАК МОИ ЛЕТА,
Мой шаг, молодой и четкий"

7. Предмет сравнения - внутреннее состояние героев

"Двух станов не боец, а - если гость случайный -
То гость - КАК В ГЛОТКЕ КОСТЬ, гость - КАК В ПОДМЕТКЕ ГВОЗДЬ".
"КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА -
Твоя душа моей душе близка.
Мы сложены, блаженно и тепло,
Как ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛО"
"Не для тысячи судеб -
Для единой родимся.
Ближе ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ХЛЕБ -
Так с тобою сходимся.
..Ближе, ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ЛОБ
В те часы бессонные".

8. Предмет сравнения - свойства личности героя

"Вы, КАК ВСЕ САМОРОДНЫЕ СЛИТКИ,
Так невольно, так гордо скромны, "
"Если добр и ласков ты, КАК ДЕТИ,
Если мил тебе и луч, и куст..."
"Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я ВЕРНЕЕ ПСА"
"Сон или смертный грех -
Быть КАК ШЕЛК, КАК ПУХ, КАК МЕХ... "

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

" Твой конь, как прежде, ВИХРЕМ скачет"
" И голуби на них - ЧТО ЛАДАН - сизы"
" Я сегодня взяла тюльпан -
КАК РЕБЕНКА ЗА ПОДБОРОДОК"

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

Сравнения в творчестве М.Цветаевой неожиданны, разнообразны по образам, неоднозначны и очень эмоциональны. Они никогда не используются ею ради придания красоты языку или ради заполнения строки подходящей рифмой - они составляют важную часть смысла, содержания стихов - лаконично и выразительно создают образ того, о чем идет речь в стихотворении.

Большинство сравнений М.Цветаевой характеризуют абстрактные понятия: время, эмоции, звуки, стихи и др. Особенностью этой группы сравнений является то, что в лирике они часто сопоставляются с конкретными, реальными предметами. М. Цветаева писала: "Нельзя о невесомостях говорить невесомо. Цель моя - утвердить, дать вещи вес. А для того, чтобы моя "невесомость" (душа, например) весила, нужно нечто из здешнего словаря и обихода, некая мера веса, миру уже ведомая и утвержденная в нем... Поработить видимое для служения незримому - вот жизнь поэта".

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, употребляемые для описания свойств личности героя, характеризуют и определенные черты характера, и само мироощущение героев, их восприятие жизни. Свойства человека сравниваются с образами животных. Признак в них не указывается, его вытесняет образ - конкретный, четкий и выразительный.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

В обычном разговоре мы время от времени применяем сравнения одних вещей с другими. Например, мы говорим «он силён, как бык» или «она красивая, как первая любовь». Эти выражения помогают нам проиллюстрировать свои слова эффектным примером. Так наша речь становится более яркой и интересной.

Было бы странно, если бы подобным приёмом украшения речи не пользовались поэты и писатели. Действительно, художественное сравнение в достаточной мере распространено в литературе. Исследователи относят сравнения к , т. е. к таким оборотам, которые основаны на изменении значения слов и выражений. Этот термин определяется как сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему признаку. В структуре сравнения выделяют объект сравнения (т. е. сам предмет, о котором идёт речь), средство сравнения (предмет, с которым сопоставляют объект) и общий признак. В нашем примере объектом будет «он» – некий мужчина, средством – бык, а признаком – сила, присущая и мужчине, и животному.

В речи сравнение оформляется при помощи союзов «будто (бы)», «словно (бы)», «точно», «как», предлогов «подобно», «вроде», прилагательных «похожий (-ая, -ое, -ие)» и других конструкций. На основе применяющейся конструкции выделяют несколько видов сравнений:

  • сравнения в виде сравнительного оборота, выраженного при помощи предлога или союза:

Черноброва, статна, словно сахар бела! ..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она – ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел .

«Огородник», Н. А. Некрасов;

  • сравнения, образованные при помощи употребления существительного в творительном падеже

И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья

«На Днепре в половодье», А. А. Фет;

  • бессоюзные сравнения, сформулированные в виде предложения с составным именным сказуемым:

Гигантские чудовища –
Тяжёлый сон веков…

«В царстве льдов», К. Д. Бальмонт;

  • отрицающие сравнения («Попытка – не пытка»).

Сравнения стали применяться для обогащения речи достаточно давно. В книге Аристотеля «Риторика» мы находим размышления о том, что уже Сократ приводил сравнения, чтобы иллюстрировать свои тезисы и делать их таким образом понятнее слушателям. Целая глава (глава IV, том III) этого труда посвящена сравнениям и тому, как их следует правильно употреблять в речи. Философ подчёркивает, что этот приём более уместен в стихотворной речи: «Сравнение бывает полезно и в прозе, но в немногих случаях, так как [вообще оно относится] к области поэзии», поскольку делает речь более изящной и удачной.

Нужно сказать, что эта мысль Аристотеля подтверждается многочисленными примерами превосходных сравнений, взятых из лирических произведений, которые действительно придают строкам красоту и выразительность. Вот несколько отрывков из произведений современников Аристотеля, в которых присутствуют сравнения:

Было море в трупах, как небо в звездах :
Ослепшие,
Бездыханные,
Щекотали они волны, бременили берега…

«Персы», Тимофей Милетский, перевод М. Л. Гаспарова.

Ввысь от черной земли в порыве стремительном прянув,
Сын Пелеев взметнулся легко, как ястреб взлетает , -
Вечнотекущий источник забил у него под ногами.

Антимах Колофонтский, перевод О. Цыбенко.

Находим сравнения и в произведениях средневековых авторов:

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь , по волне,
Полетел, как ветер , на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

И тут меч, смоченный в крови зломерзких, клинок, как ледышка, в руках стал таять - то было чудо: железо плавилось, подобно льдинам, когда оковы зимы на море крушит Создатель.

«Беовульф», перевод В. Тихомирова.

Был Иосиф без пищи, как волки в степи , а на крошки
Со стола сей скупой львы бросаются, будто бы кошки .

«О старости», Низами Гянджеви, перевод К. Липскерова и С. Шервинского.

Нельзя не вспомнить в этой связи творчество деятелей Золотого века русской поэзии. Во многих произведениях обнаруживаются оригинальные и живописные сравнения:

И весь, как сон, прошёл твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость
;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость…
«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Теперь, едва проснувшейся душой,
Пред матерью, как будто пред Судьбой ,
Беспечно он играет в колыбели,
И Радости младые прилетели…

«Государыне Великой княгине Александре Фёдоровне на рождение В. кН. Александра Николаевича. Послание», В. А. Жуковский.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны , плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

«Что в имени тебе моём…», А. С Пушкин.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов.

Поэты Серебряного века также часто прибегали к сравнениям, чтобы придать своим строкам образность и глубину:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, –
И капли сока, точно слёзы ,
Текли прозрачною струёй.

«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб.

Иль ты, о, женщина , в обличье новом,
Скромна, как тень, и, словно день, нага ,
Меня поманишь к ужасам готовым –
В «Подземное жилище» иль в луга?…

«О чём ещё мечтать?», В. Я. Брюсов.

Встречаются сравнения и у советских поэтов.

Ветер поёт и звенит над рекой,
Возле обрыва трещит камышами,
Сосны зелёными машут платками,
Небо надулось, как парус тугой .
«Летний поход», Э. А. Асадов.

И я теперь
вступаю в город, ветра чище…
Я воздух нюхаю, как зверь
На человечьем пепелище.
«Разведчик», О. Ф. Берггольц.

Находим сравнения в произведениях современных русских поэтов:

Открылись дороги зрения
запутанные, как грибницы
,
я достиг изменения,
насколько мог измениться.

«Землетрясение в бухте Цэ», А. М. Парщиков.

И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух

«Молитва», Т. Ю. Кибиров.

Рискнём предположить, что сравнение при применении некоторого усердия можно обнаружить в произведениях всех поэтов. Это неудивительно, ведь сравнение помогает вычленить важную черту или свойство некоторого предмета, сосредоточить на ней внимание, наконец, придать строкам детальность и многогранность, воскресив в сознании читателя дополнительные образы. Поэтому-то сравнения остаются востребованным тропом для большинства авторов.

Можно бесконечно говорить о красоте и богатстве русского языка. Данные рассуждения - лишь очередной повод включиться в такой разговор. Итак, сравнения.

Что есть сравнение

На самом деле данный термин многозначный. Этот факт подтверждают бесконечные примеры сравнения, наблюдаемые нами в повседневности. В разговорной речи это, скорее, уподобление разных объектов, утверждение, что они равны или похожи.

В математике термин «сравнение» переплетается с аналогичным понятием «отношение». Сравнивая числа на равенство либо неравенство, мы находим разницу между ними.

Сравнением также называют процесс сопоставления сходств и отличий, недостатков и преимуществ нескольких объектов. Как показывают примеры, сравнения в таких науках, как философия, психология, социология - это своего рода познавательные операции, лежащие в основе рассуждений о сходствах и различиях изучаемых объектов. При помощи сравнений выявляют всевозможные характеристики этих предметов или явлений.

Сравнение в литературе: определение и примеры

Стилистические и литературные сравнения носят несколько иной смысл. Это фигуры речи, при которых одни явления или предметы уподобляются другим по некоторому общему признаку. может быть простым, тогда в обороте обычно присутствуют отпределенные слова. Среди них такие: «как», «словно», «будто», «точно». Но есть и косвенный метод сравнения: в этом случае сопоставление производится с помощью существительного в без предлога. Пример: «Онегин жил анахоретом» («Евгений Онегин» А. С. Пушкина).

Сравнения и метафоры

Сравнения неразрывно связаны с другим литературным понятием, метафорой - выражением, употребляемым в переносном смысле. Собственно, в основе метафоры и лежит не выражаемое прямо сравнение. Например, строчка А. Блока «Бегут ручьи моих стихов» является типичной метафорой (слово «ручьи» употребляется в переносном смысле). Но эта же строка является и сравнением: стихи бегут, как ручьи.

Интересно использование метафорических приемов в случае так называемого отрицательного сравнения. Примеры сравнения можно без труда обнаружить в былинах. «Не две тучи в небе сходилися, сходилися два удалые витязя» - в этом образце старорусского эпоса одновременно и подчеркивается сходство грозных воинов с темными страшными облаками, и отрицается их тождество, и рисуется совершенно удивительная общая картина.

Отрицательные сравнения, больше свойственные произведениям народного творчества и их фольклорным стилизациям, играют особую роль в восприятии художественного образа. Вот строчка из произведения А. Некрасова: «Не псарь по дубравушке трубит, гогочет сорви-голова — наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова». Вторая часть выражения (Наплакавшись…) и сама по себе самодостаточна, вполне передает требуемый смысл. Но лишь объединение обеих частей предложения позволяет ощутить всю горечь, весь трагизм произошедшего.

Средство выразительности языка

Сравнения помогают объяснять понятия или явления, сопоставляя их с другими объектами - сладкий, словно мед, кислый, словно уксус. Но основная цель - отнюдь не подчеркивание характерных свойств предмета. Главным является образное, максимально точное выражение авторской мысли, ведь одно из самых мощных средств выразительности - это сравнение. Примеры из литературы блестяще иллюстрируют его роль в формировании нужного автору образа. Вот строчка творения из М.Ю. Лермонтова: «Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла». Можно было просто сказать: «Гарун бежал очень быстро» либо «Гарун бежал с большой скоростью». Но, являясь абсолютно верными по своей сути, подобные фразы не достигли бы даже в малой степени того эффекта, который присущ строкам Лермонтова.

Особенности

Отдавая дань сравнениям как мощным выразителям особенностей русской речи, многие исследователи поражались рассудочности этих сопоставлений. Казалось бы, причем здесь рассудочность? Ведь от сравнений никто не требует особой точности, буквальности! Но вот непохожие примеры сравнения, строки, принадлежащие разным людям. «Были тут огнеликие канны, как стаканы с кровавым вином» (Н. Заболоцкий) и «Похожа, судьба, на базарного ты мясника, чей нож окровавлен от кончика до черенка» (Хакани). При всей несхожести этих выражений их отличает общая особенность. Обе фразы повествуют о совершенно обыденных вещах (о красных цветах, о тяжелой человеческой судьбе) и, записанные чуть в другой форме, легко могли бы потеряться в любом тексте. Но использование сравнений («стаканы с кровавым вином», «нож мясника») оказались именно тем штрихом, который сознательно добавил простым словам особую выразительность и эмоциональность. Наверное, поэтому в песнях и романтических стихах, где и без того силен эмоциональный настрой, сравнения встречаются даже реже, чем в реалистическом повествовании.

Примеры сравнений в русском языке

Русский язык считается одним из самых трудных. И в то же время творения отечественных классиков в мире признают наиболее яркими, самобытными, талантливыми. Думается, между этими фактами есть неразрывная связь. Трудность изучения языка состоит в немалом количестве присутствующих в нем особенностей, возможностей, правил. Но это же и открывает огромный простор для талантливого писателя, сумевшего овладеть хитрыми приемами. Русский язык и в самом деле очень богат: в нем присутствуют поистине безграничные возможности, позволяющие превратить обычное слово в яркий зрительный образ, заставить его зазвучать по-новому, чтобы оно навеки осталось в памяти. Особенно располагают к этому поэтические произведения. «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить». Это строчка является великолепным образчиком использования сравнений в литературном творчестве.

О творчестве А.С. Пушкина

Великий поэт был признанным гением владения сложнейшими Использованные в его поэмах и в стихотворениях сравнения поражают своей неожиданностью и в то же время точностью, меткостью.

«Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» - это строчка из поэмы «Евгений Онегин». Лишь несколько слов, но перед глазами всплывает столичный бульвар, запорошенный снегом, и молодой денди, отправляющийся на бал. А дальше уже эпизод на балу: «Вошел: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток». Напиши Пушкин, что лакей откупорил бутылку шампанского, он бы не отступил от истины. Но разве всплыла бы тогда так ясно эта картина необыкновенного, праздничного, искристого веселья?

А это уже из поэмы «Медный всадник»: «И перед младшею столицей померкла старая Москва, как перед новою царицей порфироносная вдова». Разве можно передать точнее ту атмосферу некой патриархальности и даже заброшенности, воцарившуюся в Москве после того, как столицей России был назван город Петра? «Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут!» - это о том, как воды Невы были закованы в гранит. Да, наверное, об этом можно было заявить и без сравнений, но разве нарисованные автором картины проступали бы так отчетливо перед глазами?

И еще о русском поэтическом творчестве

Замечательных примеров использования сравнительных образов хватает и в творчестве других русских поэтов. Удивительные сравнения в стихотворении Бунина «Детство» точно передают атмосферу жаркого летнего дня, ощущения ребенка, который наслаждается солнцем и ароматами леса. Песок у автора - это шелк, ствол дерева - гигант, а сам залитый солнцем летний лес - это солнечные палаты.

Не менее замечательные, хотя и совершенно иные примеры присутствуют в работах других русских мастеров слова. Сравнения в стихотворении Есенина «С добрым утром!» открывают читателю летний рассвет. Золотые звезды дремлют, вместо речной воды - зеркало затона, на березках зеленые сережки, серебряные росы горят, а крапива обрядилась ярким перламутром. По сути, все стихотворение - это одно большое сравнение. И до чего же красиво!

О сравнениях в творчестве С. Есенина можно говорить долго - до того все они яркие, образные и при этом непохожие. Если в произведении «С добрым утром» атмосфера легкая, радостная, приятная, то при чтении поэмы «Черный человек» возникает ощущение тяжести, даже катастрофы (не зря она считается своеобразным реквиемом автора). И эта атмосфера безысходности тоже формируется благодаря необыкновенно точным сравнениям!

«Черный человек» - поэма- трагически своеобразная. Некий черный человек, возникший то ли во сне, то ли в горячечном бреду автора. Есенин пытается понять, что это за видение. И далее целый ряд блистательных сравнений: «То ль как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь», «Голова моя машет ушами, как крыльями птица, ей на шее ноги маячить больше невмочь», «В декабре в той стране снег до дьявола чист, и метели заводят веселые прялки». Читаешь эти строки и видишь все: и яркую морозную зиму, и огромное человеческое отчаяние.

Заключение

Высказывать свои мысли можно по-разному. Но у одних это блеклые и тусклые фразы, а то и вовсе несвязный лепет, а у других - роскошные цветистые картины. Сравнения и прочие позволяют добиваться образности речи как письменной, так и устной. И не стоит пренебрегать этим богатством.