Роджер Желязны - Хроники Амбера. Том I. Роджер Желязны «Хроники Амбера Роджер желязны хроники амбера том 1

У меня на полке стоит фолиант, издания 2007 года - тот, что черный, с куском янтаря на обложке. Огромный, весом в чугунный мост. Если хочешь убить глубоко уважаемого тобой врага, то это непременно нужно делать этим «гроссбухом». Это было бы почётное умерщвление, сравнимое с ритуальным самоубийством самурая.

Если прочие романы Желязны просто побаловали мою фантазию (но всё равно, 7 (Джек, Князь) и 8 (Создания) баллов они залуживают), то янтарный эпос меня потряс - нечто, застывшее в средневековом антураже, суть средоточие всех миров (даже наитехнологичнейших) и единственный истинный среди них. Мир миров.

Мистицизм фигуры Дворкина, неуловимая тень Оберона висит над циклом на всём пути героев. Путь и Логрус остались таки загадкой для меня и по завершении чтения. И от этого «недооткрытия» испытываешь немного язвящую и, в то же время, сладкую боль. Такую эмо-«ломку», что ль, желание получить ещё одну дозу тайны. Но, увы.

Соотношение великого могущества и его ограничений - сложнейшая задача любого автора, который оперирует чем-то, что лежит в основе вселенной. У Желязны это вышло с невыразимым изяществом.:pray:

Я бы отнёс цикл к жанру «элегантной мифологии», если бы таковой жанр существовал.:shuffle:

PS Вынужден согласиться с некоторыми комменторами, что в последних книгах чувствуется желание автора «дотянуть» цикл, немного натужнее, чем раньше, он прорисовывает сюжет. Будто ему самому надоел цикл. Увы, создалось такое ощущение.

И ещё: тем, кто начинает делать бессмысленные замечания и «дуть» губы за любимого писателя или произведение - это столь же нелепо, как мне обижаться на брата за то, что он не любит креветки. И уровень читателя, зачастую, ни при чём. Коммерческий проект был или некоммерческий - какая разница? Это что, портит произведение? Толкиен - столп, чё его обсуждать и сравнивать с Желязны. Желязны - «иной».

Толкиеновская мифология более обстоятельна, более детальна, систематична. Он наполняет мир средневековой фэнтезийной атмосферой и держит её до победного конца. Он изящно обходит неофразеологизмы и современные термины. Невозможно представить Фродо или Гендальфа, которые будут пить «Кока-колу», стрелять из пистолетов или говорить «У меня есть информация...». Толкин был перфекционистом в этом вопросе, ему приходилось следить за «базаром». Герои Желязны куда как свободнее в выборе «жаргона». Другое это, ну, дру-го-е.:super:

Оценка: 9

(первым буду:) в чем? прочтите предыдущие 10 стр отзывов, а потом мой)

В свое время (этак в конце 80-х), когда только начал увлекаться фантастикой, только мельком слышал об этой серии. В магазинах и на развалах рынков найти ее было очень сложно, и то по огромной цене. Позднее, когда все стало доступно, купил, разумеется, и «как-бы» прочитал.

Ну, что сказать.. С некоторых пор мне не дают покоя 3 вопроса, которые, видимо, так и останутся неразрешенными никогда: 1 - как можно слушать «тюремно-блатной» шансон, 2 - почему пользуется популярностью бессоновкий кукольно-пародийный «5-й элемент» и 3 - почему так много фанатов «Хроник Амбера».

По существу книги: Е-Р-У-Н-Д-А полнейшая. Разумеется, это мое абсолютное ИМХО и субъективизм чистой воды, но только пункт в правилах этого сайта о запрете нелитературных выражений не дает мне возможности высказаться более точно. Читательский стаж у меня богатый - как в фэнтези, так и в фантастике, поэтому мнение это не спонтанное, а взвешенное и как нельзя более трезвое.

Серия совершенно неинтересная. Мир искусственный (сравните с тем же «железячным», но в отличии от Амбера гениальным Джеком-из-тени и, возможно, поймете меня), герои не проработанные, сюжет бледный, мотивация персонажей сомнительная, а скатывание вниз с каждой новой книгой - явный признак безуспешной эксплуатации бренда. Второе пятитомие вообще не осилил - вот это действительно не ерунда, а просто Б-Р-Е-Д. В очередной раз задумался о том, как один и тот же автор наряду с гениальными может писать подобные заведомо провальные и, безусловно, изначально коммерческие вещи.

Никогда не даю никаких советов и уж тем более далек от претенциозных заявлений типа «каждый любитель фантастики должен это прочесть». Для кого-то «Хроники..» - «маст рид!», а кому, как известно, и кобыла невеста. Каждому свое. Но не разбавить вышеприведенные хвалебные псалмы ну просто не мог удержаться.

Оценка: 3

Фантастические произведения, которые мне попадались примерно года до 90 относились скорее к НФ. А потом какими-то путями мне случайно попалась книжка с первыми двумя романами Хроник. В дубовом переводе и хреновом издании, но тогда, глотая книгу, я этого просто не заметила. Собственно, так началось мое знакомство с фэнтэзи. Это было, скажем так, ошеломительно... Какой-то неведомый мир, не Земля или космос как всегда раньше, а что-то непонятно где и непонятно когда... Да и сама идея множества миров-отражений (или теней, тут как переведут) тогда была почти революционной. Поразили и герои - положительные и отрицательные не слишком-то, как выяснилось, отличались друг от друга - одна семейка, одним миром мазаны.

В общем, я заболела Амбером надолго. Старательно собирала весь цикл, где могла и как могла, в любых изданиях, не думая ни о качестве, ни о переводе, ни о деньгах, лишь бы найти продолжение... И каждый новый роман был сюрпризом. Сюжет выделывал непредсказуемые зигзаги, друзья становились врагами, а враги оказывались союзниками, поведение самого Корвина тоже никаким логическим расчетам не поддавалось...

А потом он и вовсе исчез. Появился его сын. Сначала было обидно расставаться с полюбившимся героем, но Мерлин мне понравился. И его похождения тоже. И ведь, что интересно: впервые мне попалась такая книга, где поведение героев порой противоречит не только логике, но и здравому смыслу, но это выглядит абсолютно естественно, только нужно не отвлекаться от книги на глупую действительность... Здесь Амбер, здесь все можно.

Можно и создавать настоящие ребусы в тексте притом, что примечания и хоть какие-то объяснения есть далеко не во всех изданиях, зашифровывать имена и названия, постоянно цитировать то Шекспира, то Кэролла без кавычек и указаний на цитату... В колдовском мире Амбера можно все, особенно его создателю.

И безумно, просто безумно жаль, что не будет продолжения... А оно просто обязано было быть, ведь столько сюжетных линий остались открытыми, а в последнем романе и новые прибавились, а потом и новые герои откуда-то вынырнули с явным заделом на будущие приключения... И хоть эпопея Мерлина, в общем, завершена, само противостояние двух сущностей - Образа и Логруса так и не закончено, так что там явно хотя бы один роман еще нужен. Но увы... Сколько раз гадала - может какие заметки остались, должен же был автор хоть где-то, хоть для себя набросать, каким он видит конец Хроник... Узнать бы...

Оценка: 9

Приношу свои искренние извинения (не ищите сарказма) признанному писателю и его преданным почитателям за предельно низкую оценку. Книгу прочитал под нажимом одного из своих друзей, восторженно уверявшего меня в течение нескольких лет в том, что она восседает на его личном литературном троне. Читал упорно, в ежедневной надежде на то, что «вот ещё чуть-чуть, за следующей страницей» так-же увлечёт и меня. Не случилось. Я лишь окончательно запутался в многочисленных отпрысках Оберона, в том, чего-же им всем надо от жизни и друг от друга. Бесконечные козни крайне циничных и беспринципных персонажей, такие-же бесконечные перемещения последних с помощью хитроумных карт - это, пожалуй, единственные мои воспоминания о книге. Амбер, Мир Хаоса, магия - всё оставило после себя ощущение безвкусной пищи в очень дорогом ресторане. И ещё - от книги невыносимо веет каким-то непонятным, почти физически осязаемым, холодом.

Одна из немногих книг, о прочтении которой сожалею. Так бывает - эта книга была написана не для меня. Расстались без взаимных сожалений.

Безвозмездно отдам оба тома в хорошие и более достойные руки. Обращайтесь.

Оценка: 2

«Хроники Амбера»... с этим циклом у меня особые отношения. Это было моё первое знакомство с мастером Желязны. Это вообще была одна из первых фэнтезийных эпопей, которые я прочёл. Именно «Хроники Амбера» (а точнее, «Пятикнижие Корвина») подсадили меня на чтение и навсегда привили мне любовь к фэнтези. Не Толкин, не Ле Гуин, не Сапковский (хоть они были очень и очень близки), а именно Желязны. Я до сих пор отчётливо помню те чувства (а ведь прошло уже около семи лет!), когда я едва открыл первую страницу «Девяти принцев Амбера» и начал читать. Неописуемый восторг. Ощущение чего-то особенного, необычного. Уже с первых строчек я понял: это та книга, к которой я буду возвращаться снова и снова и снова, не важно сколько раз я её прочту и сколько лет пройдёт. Этот чарующий текст, эта атмосфера, эти герои и главное (!), этот мир, мир Янтарного королевства, меня покорил. Какие захватывающие приключения, какие изящные диалоги... описания завораживают, фантазия автора восхищает, а многочисленные интриги не дают заскучать ни на минуту. Редко с тех пор мне попадались книги, тем более, эпопеи, которые я прочитал бы за неделю. И знайте что? Я уже раз шесть-семь перечитал «Пятикнижие Корвина», а мне всё не надоедает. Всякий раз возвращаясь, я чувствую что возвращаюсь к чему-то родному, словно возвращаюсь на шесть-семь лет назад и как впервый раз слежу за похождениями Корвина, распутывая вместе с ним клубок многочисленных интриг, путешествуя вместе с ним по многочисленным Теням, чувствуя вместе с ним... вот что значит настоящее волшебство.

На этой доброй ноте я мог и поставить точку, но увы, я чувствую что должен сказать кое что ещё. Видите ли, эти хвалебные слова не всем «Хроникам Амбера», а по большей части «Пятикнижию Корвина». Цикл о Корвине поистине шедеврален и красив. А вот цикл посвящённый его сыну Мерлину («Пятикнижие Мерлина»), увы, но шедевром я назвать не могу. Нет-нет, не подумайте, что «Пятикнижие Мерлина» неудачное, это вовсе не так! Но следует понимать две вещи: во первых, «Пятикнижие Мерлина» было написано Желязны через семь лет, после «Пятикнижия Корвина», а это очень приличный срок. За эти годы сам автор изменился. Он стал более серьёзен, но менее романтичен. Пожалуй, даже менее дерзким. Во вторых, «Хроникам Амбера» самое коммерчески успешное творение Желязны. И желание написать продолжение к вполне завершённому циклу о Корвине связанно прежде всего с коммерцией, чего не скажешь о «Пятикнижии Корвина». Но это вовсе не значит, что цикл про Мерлина автор писал спустя рукова, вовсе нет. «Пятикнижие Мерлина» держит высокую планку, а в иные моменты не то что не уступают, и вовсе превосходят цикл о Корвине. Новые персонажи (которых на самом деле, не много, довольно интересны, а возвращение старых героев неимоверно радует. Меня конечно, немного расстроило, что в «Пятикнижии Мерлина» очень мало Корвина, но его присутствие чувствуется от первой и до последней книги, и это здорово. Особенно автору удался образ Мерлина. Это только по началу он кажется копией своего отца, но чем дальше, тем больше видна между ними разница. Мерлин более дерзкий, более прямой, но в то же время, более изобретательный, чем Корвин, и не менее остр на язык и остроумен. Сюжет как всегда на высоте (по началу, цикл о Мерлине предстаёт перед читателем как детектив с элементами фэнтези, и только ближе к финалу «Карт Судьбы» всё становится на круги своя и перед нами снова фэнтези), много новых подробностей как и о Амбере, так и о Хаосе, так что, в любом случае, «Пятикнижие Мерлина» прочитать нужно в обязательном порядке. Нередко Желязны переворачивает всё с ног на голову, чтобы запутать читатель и подогреть интерес, и это здорово. Владения Хаоса разительно отличаются от Янтарного королевства, это ещё одна несомненная удача автора. Но... но как я уже сказал, Желязны стал другим, а значит и «Пятикнижие Мерлина» отличимо от «Пятикнижия Корвина». Та магия, что окутывала в цикле о Корвине, в цикле о Мерлине утеряна. Вроде и любимый Амбер на месте, и многие герои, но атмосфера уже не та что прежде. Она не плоха, отнюдь, она просто другая. И от этого немного грустно. И описания переходов между Тенями потеряли потеряли поэтичность. И финал... он хорош, правильный, но это фактически «продолжение следует». Открытые финалы у Желязны в порядке вещей, но на «Принце Хаоса» автор очевидно не планировал заканчивать амберский цикл. Увы, но написать третье, возможно заключительное пятикнижие, но не успел... и от этого тоже грустно. Единственное, что осталось, это пять рассказов зарисовок (которые тоже нужно прочесть).

«Хроники Амбера» восхитительный цикл. И пусть цикл о Мерлине не так хорош, как о Корвине, равнодушным он вряд ли оставит, главное, начать его через какое-то время после «Пятикнижия Корвина». А потом и рассказы почитать. «Заря Амбера», написанная Джоном Грегори Бетанкуром якобы по черновикам Желязны я бы тоже порекомендовал к прочтению, но скорее потому что, это возможно последний шанс встретить ещё раз знакомых героев, узнать о них побольше и о Амбере и Хаосе заодно, благо, чтение достаточно увлекательное. «Хроники Амбера» нужно прочесть каждому любителю фэнтези (особенно эпического и интриганского). Ради здешних героев. Ради Амбера. Поверьте, оно того стоит. «Хроники Амбера» - это классика.

P.S. Очень странно, что по «Хроникикам Амбера» до сих пор не сняли фильм. Современные технологии и приличный бюджет отдать бы в руки скажем, Питера Джексона или Кеннета Браны, подкреплённые хорошим сценарием, и получится конфетка для глаз и услада для ушей. Но нет, киношники предпочитают переносить на экраны всякие «Шаннары», нежели действительно стоющее произведение...

Оценка: 10

С Хроник Амбера для меня началось фэнтези.

Многое изменилось, появилось множество произведений похожей тематики, но во многих современных фэнтезийных произведениях есть и прослеживаются заложенные им линии и сюжетные ходы.

Вечером в удобном кресле под светом торшера передо мной раскрывалась не книга, а целый мир. До сих пор помняться ощушения настоящего кайфа от чтения.

Перечитывал несколько раз. Увлекался так, что чуть ли не ощущал себя частью описанного в произведении мира.

Юношеский максимализм прошел, прочитано великое множество хороших и не очень книг...

Но до сих пор невольно все другие похожие книги сравниваю с Амбером и в этом сравнении счет чаще всего в пользу последнего.

Несмотря на всю свою нереальность, мир Амбера и его герои были иногда более реальны, чем окружающая действительность.

Ну, может, мне просто хотелось так думать.

А эта захватывающяя тема загадки лабиринта, перемещений по отражениям, борьба за Амбер, карты.

Бездна воображения множество органичных и оригинальных идей. Некоторые события представали перед глазами настоящими эпическими художественными полотнами. Битва с карликами, создание нового лабиринта...

Смешно вспоминать, но я даже Салем начал курить, когда Корвину в подземелье два блока перепало. :biggrin:

Моя золотая полка фантастики. Классика. Первый ряд.

Оценка: 10

Много писать не буду. Хочу лишь в очередной раз признаться в любви к этому циклу романов, которые я съедала один за другим не различая времени, а когда закончила - не могла да и не хотела верить, что читать больше ничего не осталось. С тех пор началась моя одиссея по мирам Желязны, который с тех пор стал для меня одним из самых любимых фантастов. Я часто советую эти романы людям, но, к сожалению, особого отклика я так и не услышала...

Очень хочется, чтобы сняли экранизацию этих произведений (они действительно сорвали бы кассу), тогда, может, люди вспомнили бы о таком писателе, как Роджер Желязны. Но, к сожалению, пока никто не берется за постановку фильмов. Я слышала, что после того, как один раз в 60-х один его рассказ экранизировали, Желязны она настолько не понравилась, что он велел вычеркнуть свое имя из титров и запретил снимать фильмы по его произведениям. Жаль, что Желязны не дожил до наших дней. Тогда он бы понял, что технологии пошли вперед и теперь у киностудий есть возможность достойно экранизировать «Хроники Амбера».

Как бы то ни было, я все равно советую прочитать хотя бы первый роман (потому что, взявшись за первый, Вы не выкарабкаетесь просто так:)). И если Вы еще не знакомы с данным писателем, то настоятельно рекомендую!

Приятного чтения!

Оценка: 10

Есть книги, содержание которых хочется забыть сразу же, как только дочитаешь. Забыть, но только с одной целью:чтобы прочитать книгу снова, как в первый раз. И так раз за разом. «Хроники Амбера» - это как раз такой случай.

Совершенно особенный мир, фантастический и реальный одновременно, закрученный как спираль Образа предстает перед читателем. Кельтский эпос и техномагия смешались в одном цикле. Можно долго говорить о неповторимости Амбера, его уникальности, о многочисленных (и при этом живых и разноплановых) героях, бесконечно притягательном мире Янтаря, о классном сюжете и много еще о чем... Но я скажу лишь, что завидую тем, кто только собирается прочитать цикл. Как много удивительно и прекрасного ждет будущих читателей!

И еще повторю вслед за принцем Корвином:

«Янтарь, Янтарь, Янтарь … Я помню тебя. Я никогда больше не забуду тебя»

Оценка: 10

Эта книга обязательная к прочтению. По-моему, вся эта серия - лучшие книги автора, а он хорош.

По порядку, сначала - минусы:

1. Если Вы предпочитаете экшен, то Вам, это, безусловно, покажется минусом (лично я так не считаю, но сказать об этом стоит) - во всех книгах гораздо больше описаний, диалогов и размышлений, чем конкретных действий.

2. Легкие неувязки с течением времени - дело в том, что автор создал мир, а точнее миры, время в которых по отношению друг к другу может течь по-разному, но сам, видимо, где-то запутался, из-за чего можно встретить по отношению к одному месту и упоминание того, что время там медленнее, чем в точке «А», но потом же наткнуться на явное доказательство, что дело обстоит наоборот. Их немного, но мне это сразу бросилось в глаза.

3. В книге много действующих лиц, очень много, хоть повесть и идет от первого лица. В них очень просто запутаться, особенно как в случае братьев у которых и имена похожи: «Бренд» и «Блэйз». Честно, я считаю это минусом, т.к. это утяжеляет книгу для понимания.

А теперь вроде надо указать плюсы, но их так много, что я просто упарюсь все перечислять. Отличный сюжет, интересная и очень необычная сцена действий, герои, хоть их и много - шикарны, каждый вполне достоин отдельного произведения. В книгах серии есть практически все: любовь, интриги, войны, извечная проблем отцы/дети и все это прекрасно гармонирует друг с другом. Как я и говорил - обязательно к прочтению.

Оценка: 10

Если Вы еще не читали Хроники - то знайте - это наиболее обьемное из произведений Желязны и написано оно неровно. У Желязны, судя по всему его творчеству, никогда не было недостатка в идеях, но вот по ходу их реализации возникали определенные проблемы. «Хроники Амбера» вышли по словам автора совершенно не такими, какими он их задумывал изначально - должно было быть девять, а не десять книг, но каждая из них должна была быть написана от лица другого принца (или принцессы).

Следущее, что следует знать - это то, что Желязного лучше читать в оригинале - он относится к тем авторам, которые в переводе теряют очень много, причем желательно знание не только английского языка но и классической англоязычной литературы, иначе очень много моментов будет упущено.

Ну и внимательный читатель должен быть готов к тому, что после окончания серии у него останется масса вопросов, ответы на которые Желязны так и не даст. Кое что удасться найти в цикле рассказов, написанных уже после завершения Хроник, но лишь кое что, часть секретов Амбера Роджер так и унес с собой в могилу.

«Торговой маркой» Желязного было совмещение магии и технологии в одном и том же фантастическом произведении. В Амбере с его многочисленными параллельными мирами это доведено почто до совершенства. Герои только и делают, что перемещаются из магических миров, где техника бесполезна преимущественно на нашу Землю, где магия сильно не проявляется. Впрочем у Желязного несовместимость магии и технологии в разных книгах работает почему то только в одну сторону - магия блокирует технологию, но не наоборот.

Персонажи Желязного замечательные и живые, но все они законченные американцы. В отношении части из них это можно оправдать сюжетом, в отношении других - это сделать значительно сложнее.

В остальном же это черезвычайно увлекательное чтение - изобилие «экшена», интриг, неожиданных поворотов сюжета, кроме того Желязны не раз заставляет улыбнуться - в Хрониках полно комических моментов. Я читал Хроники во время армейской службы и они прекрасно спасали меня от депрессии, так что при всех недостатках его книг, очень жаль, что Роджер Желязны покинул нас так рано.

Оценка: 9

«Так сколько миль до Авалона?

Дважды пять и шестьдесят.

А можно дойти при одной свече?

О да, и вернуться назад...»

Амбер, Амбер, Амбер...

О Хрониках Амбера можно испещрить тысячи листов и все равно не передать всей многогранности и многоуровневости этого произведения. Их можно читать, как Героическое фэнтези и Детектив, как Средневековую Балладу и Восточную сказку, как Библейский псалом и Кельтскую легенду, как Эзотерическую философию и Детскую «считалку»... Первое и второе пятикнижие - два противоположных взгляда на один сложносочиненный мир... Безупречный Герой Корвин, что следует с молнией на груди, «Принц Фиолевой Сирени И друг порхающей листвы...», прочерчивающий «линию жизнии» сотканную из тонких запахов цветущих каштанов, джазовой музыки и воркования голубей на Елисейских полях (сиречь Эллизиума- последнего прибежища всех героев...) И... прагматично - скептичный Иллюзионист Мерлин применяющий компьютерные технологии... Для первого Амбер, Лабиринт / Логрус, Единорог священные Реликвии для второго циничные Чудовища... Дивный, Вечный Амбер, навсегда остаюсь твоим верным почитателем:smile:

Самое интересное - качество всех романов идет по нисходящей. Начиналось все просто великолепно. Первый роман «Девять принцев Амбера» увлек меня не на шутку. Герой, потерявший память, в неизвестном положении и месте, загадочные параллельные миры. Я проглотил этот роман за один день. Но даже тогда, я почувствовал, что конец у романа слишком сумбурный и что слишком быстро происходили события, как будто автор должен был уместить все события в определенное количество слов.

Но все равно, если брать в целом, то первый цикл «Пятикнижие Корвина» я не могу назвать плохим. Повторюсь еще раз, идея хорошая и интригующая, все проблемы с темпом повествования. Вместо пяти мини-романов, автор должен был написать пять Полноценных романов. Тогда все было бы лучше, я так думаю.

Но вот «Пятикнижие Мерлина»... Это полный бред во всех смыслах. Этот цикл ломает свои же законы заданные в «Пятикнижии Корвина». Не буду перечислять их, в рецензиях об этом написано и не раз. В проработанных книжных мирах такого абсурда (я про нарушение своих же законов) и сильных нелогичностей не допускают.

Итог: Я был сильно разочарован. После таких высоких оценок и после очень хорошего первого романа в конце получить это? Не спасибо. Если читать, то только первый цикл. Второй категорически не рекомендую. Да простят меня фанаты.

Оценка: 6

Самое лучшее, что существует для меня из фантастики, в частности из фэнтези - это «Хроники Амбера» Роджера Желязны.Перечитываю как минимум раз в год, а книга всё ещё никак не приелась.Подобных насыщенных квестов, индивидуальных ярких персонажей, особых сюжетных перепетий и мифических переплетений, смеси миров, иллюзий и реали, хаоса и порядка - я не встречал нигде.Для некоторых эта хроника - просто развлечение, для других - даже настольная книга к руководству.Полезно для воображения и для практик городских шаманов.Второй цикл - про Мерлина - насыщен остроумием и юмором, добавлена тема киберпанка в смеси с разными подвидами магии.Но самое интересное - это сюжетная линия!Всё взаимосвязано, чётко прописан сам мир и персонажи, сюжет непредсказуем и нельзя оторваться от книги, когда читаешь в первый раз.

P.S. Первое пятикнижее оценил на 8,5-9 , второе пятикнижее на 7-ку. Общая оценка 8!

Если рассматривать цикл "Хроники Амбера", все книги по порядку, то первая была написана ещё в далеком 1970 году, после чего Роджер Желязны успешно продолжал писать далее, вплоть до последней книги, вышедшей в 1991 году. Всего было создано 10 книг, которые объединены по 5 штук в двух томах. Первый том повествует о приключениях Корвина, а второй - его сына Мерлина. После этого самим Желязны и другими авторами было создано ещё множество более мелких рассказов о событиях, которые происходили в том же мире, а после смерти родоначальника серии ещё пять книг приквела были написаны Джоном Бетанкуром, якобы по черновикам самого Желязны.

Немного об Амбере

Весь мир - параллельные реальности, являющиеся отражениями одного-единственного истинного мира - Амбера. Между ними могут путешествовать только те люди, в которых присутствует кровь королевской фамилии этого мира. И не просто путешествовать, но и выбирать именно то место, куда они хотят попасть, просто представив себе его. Именно так представлял себе Желязны Роджер "Хроники Амбера". Книги по порядку расположены так, что все это читатель узнает по мере раскрытия сюжета.

История о Корвине

Первая книга, называемая «Девять принцев Амбера», повествует о том, как главный герой, Корвин, один из наследных принцев Амбера, потерял память, снова обрел ее, попытался отобрать трон Амбера у своего брата Эрика, был пленен, ослеплен и брошен в темницу. Благодаря фантастической регенерации, присущей всем членам королевской фамилии, через некоторое время Корвин восстанавливает зрение и умудряется бежать из плена. Так заканчивается первая часть, которая входит в "Хроники Амбера".

Книги по порядку продолжаются следующим произведением «Ружья Авалона». В этой части главный герой в процессе побега находит порошок, способный в Амбере играть роль пороха (оригинальный порох там не работает, так как законы физики и химии в разных мирах несколько отличаются). Создает армию с огнестрельным оружием и отправляется на штурм изначального мира. Добравшись до точки назначения, Корвин узнает, что Амбер прямо сейчас ведет жесточайшую войну с некими демонами. Сделав тяжелейший выбор, он все-таки помогает армии Амбера уничтожить угрозу. В процессе битвы главный враг Корвина, его брат Эрик, на данный момент занимавший престол, умирает. По сути, на этом заканчивается вторая часть произведения "Хроники Амбера".

По порядку следующая книга называется «Знак Единорога». В данной части вся семья объединяется, чтобы противостоять страшному врагу, однако былые разногласия не забыты и лишь немного отодвинуты по приоритетности.

Четвертая книга называется «Рука Оберона». В этой части поясняется множество ранее непонятных вещей, раскрываются тайны и секреты. Под конец книги Корвин решается самостоятельно восстановить Лабиринт Амбера, поврежденный в предыдущей части, при помощи крови сына Рэндома.

Последняя книга первого тома называется «Двор Хаоса». В ней на трон возвращается отец семейства Оберон, ранее пропадавший неведомо где, начинается война с Двором Хаоса и предпринимается попытка починить Лабиринт. В конце книги королем становится Рэндом, а Корвин уходит в другие миры, чтобы обдумать все, что с ним произошло.

История о Мерлине

Следующий том, также из пяти книг, относится к циклу "Хроники Амбера". Книги по порядку начинаются с произведения «Карты Судьбы». Тут рассказ ведется уже от лица сына Корвина - Мерлина. В Амбере, наконец, мир, все спокойно, главный герой заканчивает обучение в университете и стремится найти своего отца, попутно испытав собственное новое изобретение. Вторая книга, которая носит название «Кровь Амбера», начинается с того, что Мерлин заточен в специальной пещере, в которой его магия не действует. Тем не менее он умудряется оттуда сбежать. Тут же он сталкивается с новым врагом, которых очень много в цикле "Хроники Амбера". Книги по порядку продолжаются третьим произведением «Знак Хаоса». В нем Мерлин приходит в себя в сюрреалистическом мире, являющемся плодом воображения его брата Люка, находящегося под воздействием ЛСД. Успешно сбежав оттуда, он захватывает магическую твердыню «Страж Четырех Миров». В четвертой книге «Рыцарь Теней» раскрывается множество загадок и тайн, которые не были понятны читателю ранее. Кроме того, Мерлин становится перед выбором - Логрус или Лабиринт. Последняя книга второго тома под названием «Принц Хаоса» является завершением всего цикла, хотя и подразумевает возможность продолжения.

Другие произведения

Кроме перечисленных выше, другие, входящие в серию «Хроники Амбера», книги по порядку фактически отсутствуют. Часть из них - якобы предыстория, рассказывающая обо всем, что в Амбере происходило ранее, другие же - вообще отдельные истории, не имеющие к основному циклу никакого отношения и повествующие о различных событиях, происходящих в той же вселенной.

Итоги

В целом именно циклом можно считать только 10 произведений, написанных самим Роджером Желязны. Остальное - либо дело рук других авторов, которым понравилась общая задумка, на самом деле позволяющая писать все что угодно, так как количество миров и их виды не ограничены ничем, либо же произведения самого Желязны в соавторстве, опять же не относящиеся непосредственно к описываемым событиям. Самым спорным моментом можно считать пять книг Бетанкура, так как, несмотря на его собственные заявления о том, что пишутся они по черновикам самого Роджера, которые тот просто не успел привести к удобочитаемому варианту и опубликовать, вдова Желязны утверждает обратное.

Фанаты творчества Роджера Желязны серьезно взволнованы, когда их кумир решил взяться за написание этого цикла, работа над которым растянулась аж на 16 лет. Благодаря этим романам писатель смог обрести новую аудиторию читателей, которые с радостью окунулись в мир Янтарного королевства и его героев…
Придя в сознание в больнице на Земле, главный герой не в состоянии вспомнить, кем является и откуда он явился. Корвин был шокирован, когда вдруг осознал, что он является одним из сыновей Оберона, короля Эмбера и законным наследником престола, который расположен в параллельном мире. Изгнанный на Землю, он собирается вернуться и восстановить свои права и справедливость, невзирая ни на что.

Ружья Авалона (1972)

Корвину удается выбраться из подземелья, в которое его заточил коварный брат Эрик, несправедливо получивший трон Амбера. Братья и сестры Корвина убеждены, что использование оружия невозможно в средневековом мире Амбера, поскольку любой порох в нем инертен. Но Корвин обладает тайным знанием. Он направляется в Авалон, где имеются серебряные пули и розовый порох, который отлично работает даже в Амбере. Корвин собирается поднять мятеж против узурпатора трона посредством легиона теневых воинов, дав им первоклассное оружие из теневого мира Земли. Но силы зла не намерены останавливаться и, если законный наследник не поспешит, то силы Хаоса полностью поглотят его родной и светлый янтарный мир.

Знак Единорога (1975)

Янтарное королевство – единственный по-настоящему существующий мир. Все иные миры, в том числе Земля, представляют собой лишь тени реального мира. Наследный принц Янтарного королевства, Корвин пытается решить проблемы, которые возникли в результате предательства собственного брата. Он вынужден отступить в мир теней, в котором зловещее пророчество предрекает ему верную смерть.
Обладая Знаком единорога, но, не подозревая о его силе, Корвину приходится сильно рисковать. Он пытается противостоять демонам и вынужден пройти путь серьезных испытаний ради абсолютного знания и неожиданных открытий…

Рука Оберона (1976)

Представляем вашему вниманию 4-ю книга популярного цикла «Хроники Амбера».
Корвин не устает бороться против сил зла, чтобы спасти янтарное королевство. Неизвестно откуда возникшая Черная дорога открывает путь для демонов, которые теперь легко могут проникнуть в мир. Древний секрет источника власти королевской семьи, наконец, установлен. Коварный союз принца-узурпатора с силами Хаоса всё еще угрожает существованию всех нынешних миров. Час страшной битвы постоянно приближается. Теперь Корвин и его товарищи, князья янтарного королевства, должны сделать всё, чтобы остановить брата, ставшего предателем, прежде чем он сумеет пройти магический Лабиринт, который создан в Амбере, и необратимо изменит Вселенную.

Владения Хаоса (1978)

«Двор хаоса» — последний роман, который завершает события «Пятикнижия Корвина» из «Хроник Амбера».
Корвин, как считает его отец Оберон, лучший и наиболее достойный наследник Янтарного трона. Но судьба Корвина совсем другая – навести порядок в мире вне зависимости от того чем закончится война с Хаосом.
Корвин создает новый лабиринт и направляется ко Дворам Хаоса с Камнем Правосудия. Но главная цель Корвина – полоса свободной земли, где никто не способен причинить ему вред. Многочисленные силы с разных сторон стараются воспрепятствовать достижению его цели, включая коварного брата Бренда, который готов на всё, чтобы похитить Рубин (Камень Правосудия).

Карты судьбы (1985)

Мерлин Кори – талантливый молодой компьютерный дизайнер, работающий в Сан-Франциско. Однако это не всё. Кроме прочего, он является сыном Корвина, пропавшего принца Амбера. И теперь на него сваливается вся ответственность и обязательства исчезнувшего отца.
Каждый год 30 апреля кто-то пытается убить Мерлина. Он постоянно находится в напряжении, но убийца выдумывает все более изобретательные и коварные методы. Попытка убийства на этот раз оказалась столь изощренной, а близость смерти настолько убедительной, что Мерлину приходится сбежать в тень Земли. Пуститься в бега — не только для того, чтобы скрыться от неизвестной и зловещей силы, угрожающей его жизни, но и ради защиты важной тайны, которая может разрушить оба мира, ставшие Мерлину родными..

Кровь Амбера (1986)

Мерлин пытается скрыться от бесконечного преследования. Теперь он заключен в хрустальной пещере, будто в плену. Здесь не работают никакие силы и его магические способности. Это всё результат коварства Джасры, которая не простит смерти Бренда и готова пустить в ход не только свои ядовитые зубы, чтобы навсегда уничтожить Амбер. Мерлину предстоит немало потрудиться, чтобы справиться с этой разгневанной фурией. Но до того как Мерлин, сын Корвина, сможет узнать своего настоящего врага, ему нужно распутать паутину мести и предательства, которая по ширине превосходит даже залив Сан-Франциско…

Знак Хаоса (1987)

Престол загадочного Янтарного королевства это приз, который получит победитель в суровой игре отражений. Сталь и огонь, предательство и хитрые интриги, жизни и судьбы жителей - ничто и никто не имеет значения, когда на кону стоит грандиозная и великая цель…
Все девять претендентов, принцев Амбера, будут сражаться, однако выиграть сможет лишь один, который в итоге займет место на престоле…Кто же им станет? Об этом читатели узнают на страницах этой серии книг…

Рыцарь Теней (1989)

Мерлину становятся известны причины и детали событий, которые происходили ранее с ним, с Люком (Ринальдо), с Джулией, с Виктором Мелманом. Джасра сознается в том, что это она старалась убить Мерлина 30 апреля каждого года.
Используя Джасру и Мэндора Мерлин хочет найти Корал, которую Лабиринт отправил в неизвестное место. Но к его поискам присоединяется Призрачное колесо. Попав в необычный мир, населённый призраками, созданными Лабиринтом Амбера, Мерлин становится участником давней борьбы Лабиринта и Логруса. Выясняется, что он, пройдя когда-то одновременно Лабиринт и Логрус, уничтожил равновесие между 2-мя сверхсилами, и теперь ему нужно сделать выбор чью сторону принять. Призраки стараются связаться с Мерлином и умоляют его принять сторону Лабиринта. Логрус, в свою очередь, позволяет волшебной верёвке Фракир мыслить и разговаривать с Мерлином. Таким образом большую часть романа занимают их беседы, наполненные юмором и иронией.

Принц Хаоса (1991)

Роман «Принц Хаоса» призван прояснить многие тайны, которые интриговали читателей несколько предыдущих романов цикла.
Мерлин, наследник Корвина, чья кровь объединяет королевский дом истинного мира янтаря и Двор Хаоса, направляется ко Двору Хаоса, чтобы поучаствовать в коронации будущего лидера. Являясь третьим в очереди на этот престол, Мерлин, неожиданно для себя, вовлекается в эпицентр смертельно опасных интриг, которые так или иначе связаны с преемственностью. Основная цель коварной матери Мерлина – достичь того, чтобы именно он получил этот трон. Чтобы избавиться от такой «заботы», Мерлин едет на поиски своего отца, который много лет считается погибшим, а на самом деле он находится в плену…

Роджер Желязны

Девять принцев Амбера

После целой вечности ожидания кажется, что-то стало проясняться.

Попытался пошевелить пальцами ног – удалось. Я лежал, распластавшись, в больничной постели, обе ноги были в гипсе, но все-таки это были мои ноги.

Я изо всех сил зажмурился, потом открыл глаза – и так три раза.

Комната постепенно перестала вращаться вокруг меня. Но где это, черт побери, я нахожусь?

Постепенно туман, застилавший мозг, начал рассеиваться, и я кое-что припомнил. Долгие темные ночи, санитарок и уколы. Каждый раз, как только я начинал приходить в сознание, меня тут же кололи какой-то гадостью. Так все и было. Да. Именно так. Но сейчас я чувствовал себя вполне прилично. По крайней мере наполовину. И им придется прекратить это их лечение.

Придется ли?

Может быть, и нет – внезапно пришло на ум.

Естественный скептицизм относительно чистоты человеческих намерений прочно укоренился в моем мозгу. Да меня просто перекололи наркотиками, – внезапно сообразил я. По моим ощущениям, никакой особой необходимости в этом не было и не могло быть, но если уж они начали, то с какой стати им останавливаться именно сейчас? Ведь наверняка за это заплачено. Значит – действуй хладнокровно и сделай вид, что ты все еще в дурмане, – подсказал мой внутренний голос, мое второе я, самое худшее, но и более мудрое.

Я последовал его совету.

Санитарка осторожно заглянула в палату примерно десятью минутами позже и, конечно, я все еще храпел. Дверь тихо закрылась.

К этому времени в памяти восстановилось кое-что из того, что произошло.

Я смутно припоминал, что попал в какую-то аварию. Что произошло потом – было как в тумане, ну, а о том, что было до этого, я вообще не имел ни малейшего представления. Но сперва меня привезли в обычный госпиталь, а потом перевели сюда, это я помнил, но не знал, почему.

Однако я чувствовал, что ноги были в полном порядке. По крайней мере, я вполне мог ходить, хотя и не помнил точно, сколько времени прошло с тех пор, как я их сломал. Ну а то, что у меня было два перелома – это помнил.

Голова несколько кружилась, но вскоре это прошло, и я поднялся, держась за железный прут изголовья кровати, и сделал свой первый шаг.

Полный порядок – ноги меня держат.

Итак, теоретически я вполне способен уйти отсюда восвояси.

Я вновь добрался до кровати, улегся поудобнее и стал думать. Меня зазнобило, на лбу выступил пот. Во рту отчетливо чувствовался вкус сладкого пудинга…

В Дании пахло гнилью…

Да, я попал в автокатастрофу, да еще какую… Затем дверь открылась, впустив в комнату луч яркого света из коридора, и сквозь щелки век я увидел сестру со шприцем в руках.

Она подошла к постели – широкобедрая бабища, темноволосая и с толстыми руками.

Как только она приблизилась, я сел.

– Добрый вечер, – сказал я.

– Д-добрый… – ответила она.

– Когда я выписываюсь отсюда?

– Это надо узнать у доктора.

– Узнайте!

– Пожалуйста, закатайте рукав.

– Нет, благодарю вас.

– Но мне надо сделать вам укол.

– Нет, не надо. Мне он не нужен.

– Боюсь, что доктору виднее.

– Вот и пригласите его сюда, и пусть он сам это скажет. А до того я не позволю делать себе никаких уколов.

– И все же боюсь, что тут ничего нельзя сделать. У меня точные указания.

– Они были и у Эйхмана, а поглядите-ка только, что с ним сделали.

И я медленно покачал головой.

– Ах вот как, – сказала она. – Учтите, что мне придется доложить об этом… этом…

– Обязательно доложите, – съехидничал я, – и кстати, во время своего доклада не забудьте сказать, что я решил выписаться отсюда завтра утром.

– Это невозможно. Вы не можете даже стоять на ногах, а что касается внутренних повреждений и кровоизлияний…

– Посмотрим, – сказал я, – спокойной ночи.

Она исчезла из комнаты, не удостоив меня ответом.

Я вновь улегся поудобнее и задумался. Похоже было, что я нахожусь в частной клинике, и это означало, что кто-то должен был оплачивать счет, и немалый. Но кто? Кого я знал? Я не мог вспомнить ни одного своего родственника или друга. Что из этого следовало? Что меня упрятали сюда враги?

И никого, кто мог бы поместить меня сюда.

Мой автомобиль упал с небольшого утеса прямо в озеро… И это было все, что я помнил.

Я весь напрягся, и меня вновь прошиб пот.

Я не знал, кто я такой.

И чтобы хоть чем-то занять себя, я уселся на постели и принялся разбинтовывать все свои повязки. Под ними все было в порядке, да к тому же меня не оставляло чувство, что я все делаю правильно. Я сломал гипс на правой ноге, используя как рычаг железный прут, выломанный в изголовье кровати. У меня внезапно возникло чувство, что надо убираться отсюда как можно скорее, и что мне обязательно надо сделать что-то очень важное.

Несколько раз согнул и разогнул правую ногу. Полный порядок.

Разбив гипс на левой ноге, я поднялся и подошел к стенному шкафу.

Моей одежды там не было.

Затем я услышал шаги. Я вернулся на кровать и как можно более тщательно накрылся бинтами и разломанным гипсом.

Дверь вновь открылась.

Затем комната ярко осветилась, и у самого входа, у выключателя встал здоровенный детина в белом халате.

– Мне сказали, что вы тут грубо отказываетесь подчиниться нашей санитарке, – сказал он. Здесь уже было не притвориться спящим. – Как это понять?

– Не знаю, – ответил я, – а что?

Это его обеспокоило на секунду-другую, затем, нахмурившись, он продолжал.

– Сейчас время вашего вечернего укола.

– Вы врач?

– Нет, но мне велено сделать вам укол, а для этого у меня хватит медицинской подготовки.

– А я отказываюсь от укола, – сказал я, – и имею на это полное юридическое право. В конце концов, какое вам дело?

– Я сделаю вам укол, – проговорил он, приближаясь с левой стороны кровати.

В руке его появился шприц, тщательно до этого скрываемый.

Это был очень некрасивый, грязный удар, дюйма на четыре ниже пояса, если я не ошибаюсь. Он упал перед кроватью на колени.

– …. …. – сказал он спустя некоторое время.

– Еще раз подойдете ко мне, и пеняйте на себя.

– Ничего, мы умеем обращаться и с такими пациентами – выдавил он с трудом.

Тогда я понял, что наступило время действовать.

– Где моя одежда?

– … … – повторил он.

– В таком случае мне придется позаимствовать вашу. Дайте-ка ее сюда.

Его ругань начала уже утомлять меня, так что пришлось накинуть на него простыню и оглушить железным прутом.

Примерно через две минуты я был одет во все белое – цвет Моби Дика и ванильного мороженого. Какое уродство.

Я запихал его в стенной шкаф и выглянул сквозь зарешеченное окно. Я увидел старую луну с молодым месяцем на руках, качающую его над верхушками тополей. Трава слабо серебрилась и переливалась тонким светом. Ночь слабо спорила с солнцем. Ничто не подсказывало, где именно я находился. Комната моя тем не менее располагалась на третьем этаже здания, и освещенный квадрат окна слева внизу от меня говорил о том, что на первом этаже кто-то не спал.

Так что я вышел из комнаты и осмотрел коридор. Слева он заканчивался глухой стеной с зарешеченным окном, и по обе стороны располагались четыре двери. Скорее всего, они вели в такие же палаты, как и моя. Вернувшись к окну, я не обнаружил ничего нового: те же деревья, та же земля, та же ночь. Я повернулся и направился в другую сторону.

Божества не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам жить их собственной жизнью.

Дао Дэ Цзин

«Ничто не ново под луной» - крайне верное замечание. Большинство фантастических миров похожи друг на друга, поскольку являются отражениями первых оригинальных идей. Почти всегда фантастические вселенные - это либо сказочные королевства, либо космическое будущее. Без сомнения, неповторимые особенности наделяют каждый мир индивидуальностью, но, тем не менее, очень редко «основная идея» отличается новизной.

В число таких редких исключений и входит мир, о котором я собираюсь вам рассказать, - удивительный и парадоксальный мир Амбера, Янтарного Королевства, мир, созданный неисчерпаемой фантазией одного из известнейших мастеров жанра - Роджера Желязны.

Привычный фантастический мир предполагает наличие некой карты или схемы, или иного наглядного отображения географического положения. В данном случае ничего этого нет, поскольку мир Амбера - не только и не столько континент, планета или звездная система, сколько целое мироздание, философская идея, которую ни в каком атласе не обрисуешь.

Иллюстрация Майкла Уэллана

Итак, изначальная идея такова: все параллельные миры имеют право на существование. Любые, даже самые причудливые вселенные располагаются совсем рядом с нами. Да и сама Земля является одним из множества миров. Причина подобного разнообразия заложена в основном принципе мироздания - все параллельные миры есть отражения (Тени) единственного истинного мира - Амбера.

Об авторе

Роджер Желязны - знаменитый американский писатель-фантаст. Его первый роман был опубликован в 1966 г., и с тех пор все его книги неизменно становились бестселлерами. Всего Желязны написал 150 рассказов и 59 романов, в том числе несколько - в соавторстве с другими мастерами жанра. Желязны был лидером движения «новой волны» в научной фантастике. «Новая волна» предполагает перенос внимания с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.

За свои книги писатель получил 6 премий «Хьюго», 3 премии «Небьюла» и несколько других наград.
И все же основным его произведением считается именно цикл книг про Амбер. Именно этот цикл писатель создавал на протяжении всей своей жизни, именно в нем он воплотил все свои задумки по созданию фантастической вселенной. Именно мир Амбера является наиболее продуманным и прописанным из всех вселенных Роджера Желязны.

Неудивительно, что цикл имеет столько поклонников по всему миру, а сам Амбер давно уже перестал быть только книгой - существуют и компьютерные игры, посвященные этой теме, и серия комиксов, и ролевая система.

Изначально известное

Первые пять книг цикла, «Хроники Корвина», рассказывают о борьбе за трон Янтарного королевства всех более или менее законных наследников внезапно пропавшего короля Оберона.

Сам король был в Амбере первым правителем, а фактически - создателем мира. Вернее сказать, король - строитель Замка на горе Колвир.

Описываемый Амбер состоит непосредственно из самого замка, города у подножия Колвира и его предместий, Арденнского леса на подступах к городу, маяка на острове Кабра и моря, соединяющего Амбер с близлежащими Тенями.

Иллюстрация Донато Джанкола

По уровню развития цивилизации Янтарное королевство примерно соответствует земной эпохе Возрождения. Однако, благодаря центральному положению во всем мироздании, в королевстве можно найти предметы из множества Теней, в том числе и вещи, явно не соответствующие заявленной ренессансной эпохе. В городе даже есть своя гильдия психиатров - при такой мешанине сверхъестественного последние просто необходимы.

У Амбера имеются два ближайших отражения, которые копируют город и замок наиболее детально, - это Тир-на ног’т и Ребма.

Тир-на ног’т - иллюзорный город, видимый только ночью при лунном свете. Он появляется в небе, и добраться до него можно только с Колвира, пройдя длинную лунную лестницу. Для этого требуется редкая сосредоточенность, поскольку неосторожный и слишком внимательный взгляд, брошенный себе под ноги, может развеять иллюзию, а увидев далеко внизу землю, человек неминуемо упадет.

Карта Янтарного королевства

Ремба - подводное отражение города. По улицам там плавают рыбы, а на клумбах растут водоросли. Попасть туда можно по лестнице, уходящей с берега в море. Она похожа на лестницу в Тир-на ног’т - они одинаковы по длине, и прохождение лестницы в Рембу тоже сопряжено с опасностями. Главное в данном путешествии - не сходить со ступеней, поскольку на них, как и в самой Рембе, можно спокойно дышать, а вот рядом - уже нет.

Другие близкие Тени отделены от Амбера морем, но взаимодействуют с Янтарным королевством на уровне соседних государств. Часть из них (Бегма, Кашфа и др.) входит в Золотое Кольцо - экономический союз, членство в котором является для страны символом преуспевания.

Достаточно близко к Амберу находится еще одно любопытное Отражение - Страж Четырех Миров. Эта крепость - сосредоточение силы, так как там пересекаются четыре стихии. На стыке происходит высвобождение огромного количества энергии, к которой может получить доступ владелец замка. Неудивительно, что это место все время подвергается нападениям, там постоянно случаются магические поединки, и его хозяева меняются с завидной периодичностью.

Иллюстрация Флоренса Маньина

Познанное со временем

Магия Янтарного королевства нетипична - вы не найдете здесь гильдии волшебников или чего-то похожего. Возможно, в Отражениях и есть что-то подобное, но в Амбере никто не увлекается излишней мишурой вокруг колдовства, предпочитая работать с энергией первопринципов. Или не заниматься магией вовсе.

При этом в городе, Арденнском лесу и в самом Замке магией буквально насыщен воздух. Там существует множество странных мистических вещей, которые явно имеют магическую природу.

Карта замка Амбера

К примеру, Зеркальный коридор Замка. Он не имеет постоянного места, появляется только перед тем, кто должен его пройти, и человеку невозможно его найти, если коридору этого не нужно. Зеркальным коридор назван из-за того, что на его стенах висят зеркала, в которых идущий по коридору может увидеть кого угодно. Обычно эти «кто угодно» оказываются его родственниками, друзьями или же наоборот - заклятыми врагами, но все они разговаривают с проходящим, выдавая информацию. Иногда это может оказаться полезным, иногда - еще больше запутывает.

Однако магия, доступная человеку, в Янтарном королевстве ограничена бытовыми заклинаниями (например, оберегающими посуду от битья), энергетическим колдовством и таинственными способностями членов королевской семьи, полученными от Единорога, главного божества.

Основой для религии Амбера и близлежащих земель является культ Единорога. В данном случае Единорог - это создание высшего порядка, аватара божества и прародитель короля Оберона.
Отцом короля считается ученый, алхимик, художник, архитектор и колдун Дворкин, который вместе с Единорогом задумал Амбер.

Главенствующая теория утверждает, что Янтарное королевство - единственный истинный мир, способный отбрасывать Тени. Причина подобного утверждения - наличие в Замке Амбера Огненного Пути или Лабиринта. Путь - это магический узор на полу одного из подземелий. Прошедший по его линиям (а это может быть только член королевской семьи) обретает колдовское могущество и власть над Отражениями.
То есть все законные и даже некоторые непризнанные дети Оберона так или иначе проходили Путь и умеют перемещаться по Теням, меняя их по своему усмотрению.

Считается, что в рисунке Пути заложены некие первопринципы мироздания, которые и определяют реальность самого Амбера и его Теней.

Путь может создать призрака любого человека, который его когда-либо проходил, и управлять им, используя в своих целях. В числе прочего Путь позволяет прошедшему его колдовать, используя в качестве магического инструмента свой уменьшенный образ.

В последующих книгах цикла выясняется, что Путь, начертанный на полу амберского Замка, - всего лишь проекция Истинного Пути, созданного Дворкиным и существующим внутри горы Колвир. Более того - сам Истинный Путь при всем том является живым (или по крайней мере разумным) существом нечеловеческой природы, олицетворяющим идею Порядка.

Пройти Путь Амбера дано не каждому

Новые открытия

Логично, что при таких обстоятельствах у Амбера должен быть противник. Думаю, вы уже заметили, что в мире Желязны отсутствует противостояние Добра и Зла. Вместо этого антагонистами выступают силы Порядка и Хаоса.

В последних пяти книгах цикла, «Хрониках Мерлина», рассказано о Дворах Хаоса, первичном реальном мире.

Небеса там меняют свой цвет каждые несколько часов, жители способны выглядеть так, как им самим вздумается. Там нет ничего определенного и постоянного. Даже самой реальности там как бы не существует - Дворы Хаоса состоят из множества осколков Отражений, и никогда не угадаешь, куда приведет следующая открытая дверь. Именно оттуда бежал в свое время Дворкин, унося знания о создании своего настоящего мира. Именно Хаос является вечным противником Амбера.

Несмотря на явное противоречие, Желязны всегда говорил, что Амбер и Хаос - это не антиподы, а, скорее, два разных полюса.

Если божество Янтарного королевства - Единорог, то во Дворах эти функции исполняет Змей. Он менее активен и не является демиургом, скорее представляя собой некое образное олицетворение высшей силы первозданного Хаоса.


Дворы древнее Амбера, поэтому многое в Янтарном королевстве создано по их образу и подобию. В том числе Огненный Путь Амбера - своеобразный противовес Логрусу Хаоса.

Логрус - постоянно меняющийся узор, пройти который может любой. Он, как и Путь, дает прошедшему власть над Тенями, и, как и Путь, является одушевленным. В одной из книг цикла Логрус и Путь даже вступают в открытое столкновение.

Дворы Хаоса не имеют никакой реальной территории, единственное, что является настоящим в этом безумном месте - это Бездна на краю мироздания. Рядом с Бездной находится огромная стеклянная игла-башня. Это столица Хаоса Тхельбан, единственная постройка во Дворах, которая существует не в Отражениях.

Бездна - это та самая первозданная Пустота, из которой все и вышло.

Хаос, равно как и Амбер, тоже отбрасывает Тени - ближайшие к нему Отражения наиболее странны и непонятны для человека, привыкшего к Порядку. Отражение Земля находится приблизительно посередине между Амбером и Хаосом, поэтому в нем смешиваются черты обоих Истинных миров. Отмечая середину мироздания, на границе Теней Амбера и Теней Хаоса растет дерево Игг, природа которого не совсем ясна.

Каким образом появился Хаос или Бездна, или как Дворкин сотворил Амбер - неизвестно. Желязны оставляет множество вопросов, не открывая читателю всех секретов мироздания. Но, в конечном итоге, это придает его миру только большую глубину, поскольку раскрывая с каждой новой книгой амберского цикла не только новый поворот закрученного сюжета, но и новую тайну, читатель уверяется в наличии чего-то большего.

Вариант обложки от Тима Уайта к Знаку Хаоса

Последние сенсации

Мир Амбера напоминает луковицу, которую читатель постепенно очищает от шелухи, пробираясь к самой середине. И каждая книга готовит новый сюрприз. Наиболее ярко это заметно на примере с артефактами.
Артефактов в мире Желязны существует не так уж и много: есть всего три разновидности.

Рукотворные Карты, позволяющие членам королевской семьи Янтарного королевства общаться друг с другом и мгновенно телепортироваться друг к другу. Они представляют собой миниатюрные портреты короля, всех принцев и принцесс Амбера, размером чуть больше обычных игральных карт.
Изначально Карты были нарисованы Дворкином, но потом появились другие Козыри, созданные одним из сыновей Оберона. Позже выяснилось, что с их помощью можно не только беседовать или перемещаться, но еще следить за родственниками и подслушивать их разговоры, а еще позже автор недвусмысленно намекает, что с помощью Карт можно прочитать мысли персонажей, на них изображенных.

Еще один тип артефактов - магические кольца Спикарды. Изначально это просто энергетические резервуары, дающие магу новые силы. Чуть позже читатель понимает, что кольца заколдованы таким образом, чтобы ненавязчиво склонять владельца к поступкам, нужным создателям колец - Змею или Единорогу, соответственно. А еще позже открывается еще один секрет: оказывается, магические мечи принцев Амбера - Грейсвандир и Вервиндль - тоже представляют собой Спикарды, просто существующие не в форме колец.

Наиболее могущественным артефактом является Судный Камень. В первых книгах это амулет короля Амбера, дающий власть над погодой. Впоследствии становится ясно, что он дарует владельцу огромные возможности - с его помощью принц Корвин, главный герой первых пяти книг цикла, создает свой Путь на скале, где растет Игг.

И в итоге выясняется, что Камень - не что иное, как око Змея Хаоса, воплощенный в материальную форму божественный атрибут.

* * *

Стоит отметить, что концепция мира Амбера совершенно не ограничивает фантазию автора. В этом мире возможно все что угодно, его разнообразие бесконечно. Любые фантазии автора находят воплощение в ярком и удивительном мире Отражений.

Мироздание по Желязны уникально своей гибкостью и парадоксальностью. К тому же автор все время подкидывает читателю новые головоломки, приоткрывает завесу над разгадкой, намекает, не договаривает, в общем, ведет себя как типичный призрак из Зеркального коридора.

И это затягивает. Затягивает сам мир, а не только сюжетные перипетии. Хотя и они достойны своего фона - такое хитросплетение интриг и загадок, неожиданных поворотов сюжета и загадочных происшествий редко где встречается.

Добавьте к этому удивительно характерных, мастерски выписанных персонажей, их приключения, сменяющиеся, будто в калейдоскопе, декорации, множество событий, переживаний - и вы получите безумный коктейль под названием «Мир Амбера».

Самое верное слово, которым можно охарактеризовать весь цикл, - это «яркий». Многообразный, меняющийся, богатый, насыщенный мир, все загадки которого так никогда и не разгадать - вот что такое любимое детище настоящего Мастера, Роджера Желязны.