Постановка судна на два якоря

Постановка на якорь задним ходом
1. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.
2. Маневрирование судна заключается в том, чтобы в точку отдачи якоря подойти на курсе, противоположном действию всех внешних сил.
3. При ветре или течении отдают якорь наветреннего борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.
4. Выход на канат осуществляется подработкой главного двигателя на задний ход или под действием внешних сил (течение, ветер).

Постановка на якорь передним ходом
1. Перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.
2. К моменту отдачи якоря судно должно лежать на курсе действия внешних сил.
3. После отдачи якоря канат травят слабо до длины, при которой будет полностью использована держащая сила якоря.
4. Производят обтягивание каната, при этом судно будет разворачиваться носом к направлению действия внешних сил.

Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях
5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.
6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным, то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.

Постановка на два якоря для уменьшения рыскания
1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил – отдают первый якорь.
2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.
3. Отдают второй якорь и травят оба каната.
4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90–120 градусов, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.

31) Съемке с якоря предшествует подготовительная работа. Она заключается в том, что СЭУ и рулевое устройство готовят к работе. Для этого по разрешению с мостика производят опробование на холостом ход^ рулевой машины и делают пробный

пуск двигателя. Об их готовности старший (главный) механик докладывает на мостик. Проверяется работа телефона и звуко-сигнальных средств, снимаются показания часов и сверяется машинный телеграф на мостике и в ЦПУ. Заказывается питание (ток, пар) на брашпиль и вода для обмыва якорной цепи и якоря. Вызывают на бак третьего помощника капитана, боцмана и матроса. Под руководством помощника капитана готовят якорное устройство. Производят внешний осмотр брашпиля, поворачивают на холостой ход, убеждаются в исправности его работы, проверяют наличие воды в пожарной магистрали, соединяют механизм брашпиля со звездочкой. О готовности судна к съемке с якоря старший помощник докладывает капитану

По команде с мостика на бак "Вира якорь" боцман ослабляет ленточный стопор и приводит в работу брашпиль.

Помощник капитана, руководящий выборкой якоря, контролирует состояние выходящей из воды якорной цепи и постоянно докладывает по УКВ или телефону на мостик о ее направлении, натяжении. Боцман, управляя брашпилем, сообщает ударами в рынду прохождение очередной смычки. Количество ударов в рынду указывает, сколько смычек прошло через брашпиль. Помощник капитана также сообщает на мостик прохождение количества смычек. Матрос следит за правильностью укладки якорной цепи в цепной ящик, при необходимости дополнительно промывает ее в якорном клюзе из шланга. Когда якорная цепь займет вертикальное положение - "панер", т. е. такое положение, когда начнет подниматься шток якоря (рис. 177), дают сигнал рындой (частые удары). "Якорь встал" - это момент отрыва якоря от грунта и. переход судна из состояния "на якоре" в состояние "на ходу". Спускают якорный шар или выключают якорные огни и освещение палубы и включают ходовые огни.

Рис 177 Положение якорной цепи "панер"

При благоприятных условиях погоды и окружающей обстановке, пока якорь не вышел из воды, ход судну давать не следует, так как якорь может оказаться "нечист" О прохождении смычек и состоянии якоря помощник капитана докладывает на мостик, в том числе и что "якорь вышел из воды, чист" или "якорь нечист". После выхода "чистого якоря" из воды его хорошо промывают и поднимают на место, сообщают об этом на мостик тремя четкими ударами в рынду и словами "Якорь на месте". При съемке с якоря на волнении, когда нос судна резко и высоко поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорной цепи. Чтобы якорная цепь не оборвалась, подрабатывают машиной самым малым ходом вперед и при необходимости "подрывают" якорь.

При съемке судна с двух якорей первым выбирают якорь, у которого в воде меньше якорной цепи или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям и стоящим рядом судам.

Маневр съемки судна с якоря необходимо рассчитывать так, чтобы к моменту окончания съемки с якоря судно занимало наиболее выгодное положение для начала движения.
С выходом из порта в море якоря крепят по-походному. Эта работа состоит из следующих элементов. Обжимают ленточный стопор. Разъединяют механизм брашпиля и звездочку. Крепят винтовые и дополнительные стопора. Палубные клюзы при коротких переходах закрывают металлическими крышками или парусиновыми чехлами - брюканцами. Если предстоит дальний переход, палубные клюзы цементируют, т е. закрывают палубный клюз специально изготовленными деревянными клиньями и, проконопатив паклей, заливают сверху цементным раствором. Для быстрого затвердевания добавляют в него раствор жидкого стекла. Этот способ закрывания клюзов надежен. Он полностью предохраняет цепные ящики от попадания в них воды. Брашпили и их пульты управления зачехляют. Съемкой судна с якоря руководит капитан.

Якорные цепи служат для соединения якоря с кораблем. В зависимости от веса становых якорей и водоизмещения корабли снабжаются якорными цепями калибром от 11 до 100 мм. Калибром якорной цепи называют минимальный диаметр сечения общего звена якорной цепи. Якорная цепь составляется из 4-12 отрезков длиной по 25-27 м, называемых смычками. Смычка, примыкающая к якорю, называется якорной; смычка, соединенная с корпусом корабля,- коренной. Смычки якорной цепи, находящиеся между якорной и коренной, называются промежуточными. Якорные цепи калибром 11 и 13 мм изготовляются сплошными, без разделения на смычки. Катера водоизмещением до 35 т вместо якорных цепей снабжаются стальными тросами диаметром 11-13 мм и длиной 75 м.

а) - запутался в собственной цепи; б) - поднята якорная цепь другого судна

В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель, очистку можно производить только на месте стоянки судна и давать ход машине только для того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте

Очистку якоря в этом случае производят следующим образом. Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу. Затем под чужую цепь через носовую киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте.
После этого брашпилем травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу, а лапы своего якоря освобождаются.
Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем, чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель). Когда веретено якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу. Только после этого можно дать ход машине.

При стоянке судна на двух якорях, когда оно повернется на 180°, на якорных цепях образуется так называемый крест (рис. 2.41). Для разводки креста сначала необходимо выбирать тот якорь, цепь которого находится снизу. Цепь второго якоря при этом надо немного потравливать. Крест исчезнет в тот момент, когда первый якорь будет «панер».

При повороте судна на 360°, когда якорные цепи перекрещиваются дважды, образуется двойной крест, который называют крыжом (рис. 2.42).
Для разводки крыжа необходимо осуществить разворот судна в сторону, противоположную закручиванию цепей, на 3600. Практически выполнить это самостоятельно невозможно, необходима помощь буксиров.
При самостоятельной разводке необходимо одну из цепей расклепать, концы закрепить на судне. Далее действовать по обстановке.

32)
Постановка на два якоря способом «фертоинг». «Фертоинг» - способ постановки корабля на два якоря, при котором угол разноса якорей находится в пределах 120- 180°. Маневрирование выполняется так же, как и при боковом ветре.

В морской практике иногда возникает необходимость производить грузовые операции или бункеровку судов в море, или на открытом рейде. В этом случае судно надо расположить строго под определенным углом к направлению ветра и волнению, чтобы к нему могли подходить другие суда и плавсредства (плашкоуты, баржи, катера и т. д.)

Сущность способа состоит в следующем. Обычным способом судно становится на якорь. Вытравливают якорную цепь на одну-две смычки меньше рассчитанной для данной глубины и грунта. С кормы через клюз того же борта, с которого отдан якорь, чисто обносят по борту
швартовный трос-шпринг. Его крепят вдоль борта каболками (серьгами) из растительного троса. Ходовой конец шпринга подводят к якорному клюзу и поднимают его на палубу бака через клюз с помощью проводника и багра. Иногда шпринг крепят к якорной цепи с беседки (рис. а, б, в). Затем крепят шпринг к якорной цепи. Способы крепления троса к якорной цепи показаны на рис. Подбирают слабину шпринга шпилем на корме, кладут и крепят его на кнехты и убирают серьги. Постепенно потравливают якорную цепь. По мере потравливания якорной цепи нос судна будет уходить под ветер, а корма выходить на ветер. Якорную цепь потравливают до тех пор, пока судно займет нужное положение. В такое положение судно может быть поставлено и с помощью кормового якоря или завезенного стоп-анкера.

Иногда возникает необходимость ставить судно в строго фиксированном направлении (во время размагничивания). Для этого используют способ постановки судна на два шпринга (рис.)

Первоначально в данное направление судно ставят на два якоря описанным выше способом. С обоих бортов проводят на бак шпринги и крепят их якорными цепями. Для установки судна в требуемом направлении подбирают (или потравливают) кормовым шпилем правый или левый шпринг.

Съемку судна со шпринга производят в следующем порядке. Выбирают якорную цепь до тех пор,
пока шпринг не поднимется на палубу бака. При необходимости шпринг потравливают, разъединяют скобу, соединяющую шпринг с якорной цепью, отдают шпринг и шпилем выбирают шпринг на кормовую палубу.

В большинстве случаев постановка судна осуществляется на один якорь, и она включает в себя:
. план подхода и маневрирования, прокладка курсов;
. подготовка главного двигателя к реверсированию и якорного устройства к работе;
. определение исходных и конечных рубежей для маневрирова ния, контрольных пеленгов и дистанций;
. подход к месту якорной стоянки и маневрирование;
. отдача якоря и выход на канат.

Постановка судна на один якорь

Постановка на якорь задним ходом
1. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.
2. Маневрирование судна заключается в том, чтобы в точку отдачи якоря подойти на курсе, противоположном действию всех внешних сил.
3. При ветре или течении отдают якорь наветреннего борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.
4. Выход на канат осуществляется подработкой главного двигателя на задний ход или под действием внешних сил (течение, ветер).

Постановка на якорь передним ходом
1. Перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.
2. К моменту отдачи якоря судно должно лежать на курсе действия внешних сил.
3. После отдачи якоря канат травят слабо до длины, при которой будет полностью использована держащая сила якоря.
4. Производят обтягивание каната, при этом судно будет разворачиваться носом к направлению действия внешних сил.

Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях
5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.
6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным, то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.

Рис. 2.26. Постановка судна якорь задним ходом

Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале канат травят на 1,5-2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, постепенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.


Рис. 2.27. Постановка судна на якорь:

А – при встречном ветре и течении; б – при ветре галфинд левого борта;
в – при попутном ветре и течении; г – при ветре бейдевинд левого галса

Постановка судна на два якоря

При продолжительном штормовом ветре или сильном течении рекомендуется стоять на двух якорях. Постановка судна на два якоря осуществляется, когда необходимо:
. увеличить держащую силу якорного устройства;
. уменьшить рыскание судна;
. удерживать судно в определенном положении;
. уменьшить радиус циркуляции на якоре при переменных ветре и течении.

Постановка с хода
1. Курс судна должен быть перпендикулярен направлению действия внешних сил.
2. Отдают первый якорь, руль в сторону отданного якоря.
3. Травят канат первого якоря и подходят к месту отдачи второго.
4. Отдают второй якорь – судно разворачивается против действия внешних сил; канаты обоих якорей травят.
5. Выходят на канаты так, чтобы угол между ними был 30–40 градусов.

Постановка на два якоря для уменьшения рыскания
1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил – отдают первый якорь.
2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.
3. Отдают второй якорь и травят оба каната.
4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90–120 градусов, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.

Постановка на два якоря способом «фертоинг»

Способ применяется на рейдах с ограниченной акваторией и подверженных приливо-отливным течениям. Для уменьшения циркуляции судна при смене направления течения угол разноса якорных цепей должен составлять примерно 180 0 . при таком способе судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно, в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре. При перемене направления течения корма судна описывает примерно круговую циркуляцию, радиус которой значительно меньше того, если бы судно стояло на одном якоре.
1. Курс судна должен быть против направления действия приливоотливного течения. Отдают первый якорь и, потравливая его канат, выходят в точку отдачи второго якоря.
2. Отдают второй якорь и дают задний ход, при этом канат первого якоря выбирают, а второго травят.
3. Выходят на канаты обоих якорей, чтобы угол между ними был приблизительно 180 0 .


Рис. 2.28. Постановка судна на два якоря с хода



Рис. 2.31. Постановка судна на шпринг

При грузовых операциях на открытых рейдах применяется способ постановки судна на шпринг. Судно, стоящее на шпринге, меньше подвержено рысканию и прикрывает от ветра и волнения плавсредства, находящиеся у подветренного борта. Для постановки на шпринг используется прочный стальной канат, который через кормовой клюз обносят с внешней стороны борта и крепят к одному из звеньев цепи. Коренной конец каната кладут на кормовые кнехты. Вооружать шпринг следует с отданным якорем. Для этого выбирают канат с таким расчетом, чтобы не подорвать якорь, вооружают шпринг и канат снова травят. Следует иметь в виду, что судно, стоящее на шпринге, обладает большим сопротивлением ветру и течению и поэтому горизонтальное тяговое усилие, приложенное к якорю больше, чем при обычной стоянке.

Если судно, стоя на одном якоре, будет застигнуто неожиданным штормовым ветром, то в результате усиления килевой качки и рыскания возрастут динамические нагрузки на якорь и якорную цепь. При значительном рыскании дополнительно вытравленной якорной цепи может оказаться недостаточно и, чтобы предотвратить дрейф, следует отдать второй якорь. Существуют два способа уменьшения рыскания. Один из них состоит в том, что в средней стадии рыскания отдают второй якорь и держат его на коротком канате. Сопротивление якоря, когда он волочится по грунту, уменьшает отклонения судна от его среднего положения. При другом способе второй якорь отдают, когда нос судна достигнет наибольшего отклонения; затем травят оба каната и стоят на двух якорях. Иногда выгоднее отдать якорь с разносом канатов под углом 20-30°, как это описано выше.


Для надежной
якорной стоянки существенное значение имеют следующие условия и факторы:

глубина,

характер дна,

качество грунта,

укрытие от большой волны
и зыби,

количество вытрав­ленной
якорь — цепи,

исправность якорного
устройства, направле­ние, а также сила ветра и течения,

простор для циркуляции на
якоре при перемене ветра или течения,

наличие приметных бе­реговых
предметов днем и огней ночью,

постоянное на­блюдение за
тем, чтобы судно не начало дрейфовать вместе с якорем
.

Постановка судна на один якорь

На подходе к
якорному месту необходимо выполнять сле­дующие основные требования:

1) внимательно
ознакомиться при помощи лоций, карт, пла­на или просто наглядно с районом
предстоящих маневров;

2) приготовить оба
якоря к отдаче. Для этого необходимо. снять стопоры с якорных цепей, при
помощи брашпиля приспу­стить якоря до выхода веретен из якорного клюза, после
чего брашпиль следует разобщить, удерживая якорные цепи ленточ­ными
стопорами. Всегда необходимо приготавливать оба якоря. Если отдаваемый якорь
«не пойдет», что иногда случается при завале якорной цепи в цепном ящике во
время сильной качки судна, то отдают другой якорь. Заранее переводить
подготовлен­ные к отдаче якоря на ленточные стопора допустимо только при
тихой погоде, когда нет качки или ударов волны в носовую часть судна. В
противном случае ленточные стопора от сотрясения мо­гут ослабнуть и якоря
отдадутся преждевременно, что может привести к аварии;

3)
привязать к якорям буйрепы с буйками для обозначения места якоря. Длина
буйрепа должна превышать глубину в ме­сте отдачи якоря, иначе буек уйдет под
воду. На сильном тече­нии длина буйрепа должна быть не менее 1,5 глубины
места (это рекомендуется делать только на открытых рейдах, но не в пор­тах);

4)
предупредить за 30-40 мин до постановки на якорь вах генного механика о подходе к якорному
месту для регулирова­ния работы котлов и приведения машины в готовность к
перемен­ным ходам;

5) проверить в цепных ящиках укладку
якорных цепей и за­благовременно удалить оттуда людей;

6) организовать регулярное измерение
глубин ручным лотом. Это рекомендуется делать даже при наличии на судне
эхолота. Такой постоянно применяемый способ измерения глубин позво­ляет
судить о движении судна в момент отдачи якоря и, кроме того, полезен для
тренировки в работе с ручным лотом;

7) при подходе судна к якорному месту
у брашпиля, всегда должен находиться боцман; вместе с тем на баке необходимо
находиться одному штурману для общего руководства и наблюдения за работами.

Перед отдачей якоря выбрасывается за
борт якорный буек. Как правило, якорь следует отдавать, развернувшись носом
про­тив ветра или течения и при медленном движении судна назад. Вначале
якорную цепь травят со слабиной, но по мере того как якорь будет «забирать»,
якорь-цепь должна задерживаться и в дальнейшем вытравливаться с учетом
глубины якорного- места. Прохождение каждой смычки цепи через клюз сообщается
с ба­ка на мостик ударами в колокол. Количество ударов должно со­ответствовать
числу отданных смычек.

Если судно под влиянием ветра или
течения получит значи­тельное ускорение движения назад, на что будет
указывать бы­строе высучивание якорь-цепи, следует задержать судно, дав ход
вперед.

Этим маневром предотвращается разрыв
якорь-цепи.

При тихой погоде якорь можно отдавать
на малом переднем ходу, постепенно задерживая якорь-цепь. При этом надо иметь
в виду, что якорь-цепь будет травиться в сторону кормы, рабо­тая на излом, а
потому не следует допускать большого хода, вызывающего чрезмерное напряжение
в якорь-цепи. К выходу намеченного количества смычек за борт движение судна
вперед следует прекратить, дав задний ход.

В случае необходимости стать на якорь
при следовании в полветра или при боковом течении, отдают якорь с наветренно­го
борта или со стороны течения. В противном случае якорь-цепь будет травиться
через форштевень на излом и при большом напряжении может лопнуть.

Еще с большей осмотрительностью надо
действовать, отда­вая якорь при сильном попутном ветре или течении. В этом
случае якорь следует отдавать только тогда, когда судно будет надежно
остановлено при помощи машины, и лот покажет лишь слабое движение вперед.

На глубине свыше 30 м отдавать
якорь с ленточного стопора не рекомендуется, так как якорь-цепь разовьет при
этом боль­шую скорость, свалится кучей на якорь и может запутаться в нем.
Кроме того, подобная отдача якоря может

Постановка судна на два якоря (фертоинг)

Способ
стоянки на двух якорях называется фертоингом. Еще в Уставе Морском, изданном
при Петре I в 1724 г.,
гово­рилось: «Фертоинг, т. е. на двух якорях стоять».

Постановка
судна на два якоря обычно преследует следую­щие цели:

1)
предотвратить дрейф судна в свежую погоду, когда дер­жащей силы одного якоря
может оказаться недостаточно;

2) не
допустить большой циркуляции судна в стеснённом месте.

В
первом случае маневр обычно выполняется следующим.об­разом: подходят
уменьшенным ходом

к
месту якорной стоянки и приводят судно к ветру.

Не
доходя до линии ветра 2-3 румба, отдают на малом ходу наветренный якорь и
продолжают продвигаться вперед, ували­ваясь под ветер и потравливая якорную
цепь.

Вы­травив
с предосторожностями без рывков 2-3 смычки якорь-цепи, останавливают судно
задержи­ванием якорь-цепи. Как только судно начнет дви­гаться к ветру, отдают
второй якорь.

После
этого обе якорные цепи выравнивают, потравливая их в соответствии с глубиной
и силой ветра. Следует избегать отдачи якорей на близком расстоянии друг от
друга так как при штормовой погоде якоря стягиваются, запутываются и теряют
держащую силу.

Во
втором случае при постановке судна на два / якоря способом «фертоинг»
поступают следующим образом:

а)
на малом
заднем ходу,
затем потравливают якорь-цепь на двойную длину против
требуемой. После этого отдают второй якорь. Далее подбирают половину
вытравленной якорь-цепи первого якоря и одновременно вытравливают такое же ко­личество
якорь-цепи второго якоря. Если в районе стоянки приливо-отливное течение
одного направления сильнее противо­положного, то соответственно этому
изменяют длины якорь-це­пей. При стоянке судно, разворачиваясь под действием
ветра или течения, описывает циркуляцию, радиус которой немногим превышает
длину судна;

б)
подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом
переднем ходу.
Потравив двойную дли­ну якорной цепи, задерживают судно и
отдают второй якорь. В дальнейшем выравнивают якорные цепи, как указано выше.

Стоянка
способом «фертоинг» не дает преимущества в том случае, если ветер примет
направление по линии отданных яко­рей, так как тогда нельзя будет
рассчитывать на помощь второ­го якоря.

Продолжительная
стоянка на двух якорях обычно приводит к перекрещиванию якорных цепей во
время циркуляции судна вследствие перемены ветра и течения. В предвидении
очистки (распутывания) якорных цепей соединительные скобы смычек стараются не
вытравливать за клюзы. Рекомендуется хотя бы одну скобу оставлять на палубе
между брашпилем и клюзом - это облегчит расклепку якорь-цепи во время
распутывания цепей.

Постановка судна на якорь способом
"гусек"

Постановка
судна на якорь этим способом заключается в сле­дующем. Отдают один из якорей
и травят 3-4 смычки якорной цепи. Затем берут за бортом вытравленную
якорь-цепь на сто­пор из надежного стального троса, расклепывают ее и
присоеди­няют нижним коицом к якорной скобе второго якоря. Убрав да­лее
стопор, отдают второй якорь и травят его якорную цепь при необходимости до
жвака-галса.

При
таком положении якорная цепь первого якоря будет спо­койно лежать на грунте и
не будет стремиться выдернуть его из грунта.

Этот
способ якорной стоянки можно считать самым надеж­ным в смысле использования
держащей силы якорей. На парус­ных судах этим способом пользовались при
отстое на обширных, недостаточно защищенных с моря рейдах. В наше время он
при­меняется редко, так как занимает много времени при постанов­ке на якорь и
съемке с него.

Однако
и в современных условиях этот способ может ока­заться полезным при
необходимости всемерного использования якорей в помощь машине во время съемки
с мели или когда суд­но по каким-либо обстоятельствам вынуждено длительно
отстаи­ваться на открытом рейде и располагает достаточным временем для постановки
на якорь способом «гусек».

Постановка на шпринг

Грузовые операции, а также посадка и
высадка пассажиров на судах, стоящих на открытых рейдах, могут производиться
только при благоприятных условиях погоды. С усилением ветра до 4-5 баллов и
при необходимости продолжать работу судно приходится устанавливать на шпринг.


1) Постановка судна на один якорь.
При отсутствии ветра и течения поход судна к месту якорной стоянки может производиться с любого, наиболее безопасного направления. В момент отдачи якоря, чтобы избежать повреждения и запутывания якорной цепи, судно должно обязательно иметь относительно грунта небольшое поступательное движение вперед и назад, предпочтительнее последнее. Для этого производится реверс двигателей на задний ход с таким расчетом, чтобы к моменту выхода судна к месту отдачи якоря оно полностью погасило инерцию поступательного движения вперед. Затем, как только судно тронется назад, отдают якорь и останавливают двигатель. Первоначально якорная цепь травится без задержки, чтобы она ровно ложилась на грунт. Когда будет вытравлено около двух глубин, якорную цепь задерживают и далее травят небольшими порциями по мере выхода судна на канат до необходимой величины. Следует иметь в виду, что при даче заднего хода на судах правого с ВФШ правого вращения (или ВРШ левого вращения) корма будет забрасываться влево, и с учетом этого, чтобы якорная цепь не пошла под корпус судна, лучше отдавать левый якорь.
Однако для равномерного износа якорных цепей рекомендуется становиться поочередно то на левый, то на правый якорь. Чтобы при постановке на правый якорь не допустить навала носа судна на якорную цепь, необходимо переложить руль лево на борт, пока судно еще движется вперед, а когда нос судна тронется влево, дать задний ход.
При благоприятных условиях погоды на малых глубинах до 25-30 м рекомендуется вытравливать якорную цепь на длину, равную примерно 5-6 глубинам в месте отдачи якоря, на средних глубинах от 25-30 м до 50 м, т.е. 3-4 глубины, а на больших глубинах более 50 м сколько получится, но не менее 2 глубин.
В зависимости от глубины определяется и способ отдачи якоря:
— на малых глубинах – с помощью ленточного стопора;
— на средних глубинах – сначала с помощью брашпиля на длину, рав-ную? -2/3 глубины, а затем с помощью ленточного стопора;
— на больших глубинах – якорь стравливается брашпилем до грунта.
После отдачи якоря и вытравливания якорной цепи на необходимую длину она удерживается только ленточным стопором.
При наличии ветра маневрирование необходимо планировать таким образом, чтобы к месту якорной стоянки судно по возможности подходило носом против действующего фактора. Отдача якоря может осуществляться без предварительной дачи заднего хода, так как судно после погашения инерции переднего хода приобретет движение назад под влиянием ветра или течения. При этом следует учитывать, что суда, у которых центр парусности резко смещен к носу, по мере потери хода будет уваливаться под ветер. Поэтому, чтобы якорная цепь не пошла под корпус судна, необходимо перед отдачей якоря с помощью перекладки руля и «толчка» машины на передний ход отвести нос судна в нужную сторону.
Когда в месте отдачи якоря ветер и течение действуют с различных направлений, судно должно выходить носом против более сильно действующего фактора, а якорь необходимо отдавать в сторону более слабого (рис.).

Рис. Постановка судна на якорь при наличии ветра и течения.
I — подход судна к месту якорной стоянки; II – положение судна в момент отдачи якоря; III – поло-жение судна после постановки на якорь.
Подход к месту отдачи якоря по ветру или течению крайне нежелате-лен, так как для сохранения управляемости судна необходимо до самого по-следнего момента работать машиной. В результате судно к моменту выхода в точку отдачи якоря будет иметь значительное поступательное движение вперед, что приведет к большим нагрузкам на якорную цепь.
Чтобы избежать этого, к месту якорной стоянки следует подходить несколько в стороне от точки, в которой будет отдаваться якорь (рис.), а затем с помощью руля развернуть судно в направлении места отдачи якоря. Как только нос судна сравняется с местом, отдают наветренный якорь и сразу же обрабатывают машиной на задний ход. Судно будет сноситься ветром в сторону от якоря, и якорная цепь пойдет чисто. Судно же развернется носом против ветра (течения).



Рис. Постановка судна на якорь при движении по течению:
I, II – движение судна к месту отдачи якоря; III – положение судна в момент отдачи якоря; IV- раз-ворот судна на якорной цепи; V – положение судна после постановки на якорь.
2) Постановка судна на два якоря.
Наиболее распространенный способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей под углом 20 -300.
При благоприятных условиях, до усиления ветра, когда якорная цепь отданного ранее якоря вытравлена на ограниченную длину и в цепном ящике остается 3-4 глубины, то отдача второго якоря может осуществляться без помощи машины. Для этого выжидают момент, когда судно зарыскнет на наибольший угол в сторону свободного борта, и отдают второй якорь (рис.). После этого сразу начинают травить обе якорные цепи, добиваясь, чтобы они были одинаково загружены, при этом цепи будут иметь разные длины. Необходимо, чтобы длина короткой цепи была не менее 4-5 глубин (на малых глубинах) и 3-4 глубины – на средних.
При усиливающемся ветре и когда якорная цепь первого якоря вытравлена на значительную длину, то постановка обязательна с помощью машины. Для выполнения маневра перекладывают руль в сторону свободного борта (где находится второй якорь), и начинают осторожно подрабатывать машиной на передний ход, не допуская значительного разгона судна.
Изменив курс на 20-300, выходят примерно на траверз первого якоря и отдают второй, подтравливают постепенно его якорную цепь, не допуская, чтобы судно пришло рывком на якорную цепь первого якоря. Чтобы облег-чить движение судна к месту отдачи второго якоря, якорная цепь первого подбирается примерно до половины, а затем подтравливается.
Достоинством такого способа постановки на два якоря является то, что за счет равномерного распределения нагрузки на обе якорные цепи увеличивается держащая сила якорного устройства в целом. При очень малых углах разноса якорных цепей возможно перепутывание цепей. Поэтому только на судах с большим разносом якорных клюзов можно допустить, чтобы угол разноса был меньше 200.
При равномерном натяжении якорных цепей их равнодействующая будет находиться в ДП судна и в одной вертикальной плоскости с силой ветра. В результате этого исчезнет фактор, вызывающий рыскание судна в горизонтальной плоскости. Это второе важное достоинство данного способа.

Рис. Постановка судна два якоря при неизменном направлении ветра.
Недостаток данного способа: в случае перемены направления ветра возможно перекручивание якорных цепей. Поэтому, если известно, что ветер поменяет направление, лучше использовать способ перекрещивающихся цепей.
При этом способе судно первоначально становят или на один левый якорь, если направление ветра будет изменяться против часовой стрелки, или правый – при изменении направления ветра по часовой стрелке и с усилением ветра максимально вытравливают якорную цепь отданного якоря (рис. Положение I). Затем с началом рыскания, выждав? периода рыскания, когда судно отклонится на наибольший угол в сторону отданного якоря (положение III), отдают второй якорь, вытравливая его без задержки. После того, как судно в обратном движении придет на лини. Ветра, задерживают якорную цепь и берут ее на стопор (положение).
При этом способе судно стоит на одном якоре с максимально вытрав-ленной цепью. Якорная цепь второго якоря лежит на грунте, поэтому якор-ные цепи не трутся друг от друга, удерживая судно от разворота и рыскания.

Рис. Постановка судна на два якоря способом перекрещивающихся цепей.

Если же характер изменения направления ветра заранее неизвестен, или направление ветра изменяется периодически то в одну, то в другую сторону, можно использовать постановку на два якоря способ тандем. При этом способе также стоит на одном якоре с максимально вытравленной якорной цепью, а второй якорь для уменьшения рыскания кладется просто на грунт. Поскольку противодействие рысканию создается за счет волочения якоря по грунту, полностью рыскание не устраняется, но значительно уменьшается его амплитуда.
Применение такого способа возможно только при достаточной глубине, исключающей повреждение корпуса судна собственным якорем во время рыскания.
В тех случаях, когда сила, действующая на стоящее на якоре судно, меняется по направлению сразу на 1800, ставят на два якоря способом фертоинг. Якоря кладутся с таким расчетом, чтобы их якорные цепи располагались под углом, близким к 1800. Часто к этому способу прибегают при постановке на якорь в районах, где действуют приливно-отливные течения, а площадь якорной стоянки ограничена и не позволяет судну свободно разворачиваться при перемене направления течения. Для выполнения маневра судно выходит носом против течения, проходит предполагаемое место стоянки на расстояние, равное длине якорной цепи, которая будет вытравлена, и отдает один из якорей.
Потравливая якорную цепь, спускаются по течению на расстояние, равное двумя длинам якорной цепи, и отдают второй якорь. Травят его якорную цепь и одновременно с этим выбирают якорную цепь первого якоря, пока обе якорные цепи не получат одинаковую длину и судно не придет в намеченную точку якорной стоянки. Судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре.


Рис. Постановка судна на два якоря а) способом тандем, б) способом фертоинг.

На переходе судна морем якорное устройство находится в положении по - походному:

становые якоря втянуты в клюзы до места;

цепные барабаны разобщены с валом брашпиля и надежно зажаты ленточными

стопорами, а якорные цепи застопорены дополнительно палубными стопорами;

при длительном переходе якорные клюзы закрыты клюз-саками, а клюзы в цепные ящики - парусиновыми чехлами.

К постановке судна на якорь якорное устройство должно быть приготовлено заблаговременно. Подготовка осуществляется боцманом, для чего он по команде с мостика вызывается на бак и получает указание, какой якорь готовить к отдаче и на какой глубине он будет отдаваться.

Подготовку к отдаче якоря производят в следующем порядке:

готовят к работе механическую часть брашпиля согласно инструкции по его эксплуатации;

убеждаются в том, что брашпиль разобщен, а ленточные стопоры надежно зажаты, проверяют работу брашпиля вхолостую;

сообщают цепной барабан, через звездочку которого проходит якорная цепь данного якоря;

снимают клюз-саки с якорных клюзов и парусиновые чехлы с клюзов в цепные ящики;

отдают цепные стопоры (если они были наложены), отжимают винтовые стопоры или поднимают палы у стопоров с накидными палами и отдают ленточный стопор данного цепного барабана;

проверяют отсутствие людей и посторонних предметов в цепном ящике и состояние уложенной якорной цепи.

Дальнейшая подготовка якоря к отдаче зависит от глубины места якорной стоянки. Если якорь будет отдаваться на глубине до 30 м, то обычно ограничиваются тем, что брашпилем сдвигают якорь с места во избежание непредвиденной его задержки в клюзе при отдаче, после чего зажимают ленточный стопор, разобщают звездочку и докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.
На судах с бульбообразной формой носовой оконечности следует обязательно стравить якорь до воды брашпилем во избежание повреждения бульбообразования при отдаче якоря от клюза.

Если якорь будет отдаваться на большой глубине или в районе с каменистым грунтом, брашпиль не разобщается, так как при отдаче якоря цепь первоначально стравливается брашпилем.

Отдача якоря производится боцманом под руководством помощника капитана. К месту якорной стоянки судно подходит самым малым ходом или по инерции с застопоренной машиной. С мостика подается команда: «У правого (левого) якоря стоять!»
Перед отдачей якоря машине дается задний ход. Когда судно, погасив инерцию, начинает движение назад, с мостика подается команда: «Отдать правый (левый) якорь!»
Отдача якоря при медленном движении судна назад позволяет якорю быстро забрать грунт и, кроме того, предотвращает навал якорной цепи на якорь и судна - на якорную цепь. Порядок отдачи якоря зависит от глубины места якорной стоянки.

При отдаче якоря на глубине до 30 м отжимают ленточный стопор, и якорная цепь начинает травиться. Якорную цепь следует травить с умеренной скоростью, чтобы ее можно было быстро застопорить в тот момент, когда якорь коснется грунта.

При быстром стравливании якорная цепь может навалиться на якорь и запутаться вокруг его лап. С учетом глубины, характера грунта, ветра, течения и других обстоятельств с мостика назначают, сколько смычек якорной цепи должно быть стравлено в воду или оставлено на брашпиле.

Назначенное количество смычек вытравливают медленно, по мере натяжения цепи. О количестве вытравленных в воду смычек докладывают на мостик по связи или соответствующим количеством ударов в колокол. Когда будет вытравлено положенное количество смычек и судно будет удерживаться на якоре («выйдет на якорную цепь»), зажимают ленточный стопор.

Отдача якоря на больших глубинах отличается от описанной тем, что якорь стравливают до грунта брашпилем. После этого зажимают ленточный стопор, разобщают брашпиль и дальнейшее вытравливание назначенного количества смычек цепи производят ленточным стопором.

Отдача якоря от клюза с ленточного стопора недопустима, так как при этом якорь с якорной цепью развивает такую скорость, при которой стопор нагревается от трения, а цепной барабан трудно застопорить в случае необходимости. Если же это и удастся сделать, то якорная цепь начнет проскакивать по звездочке, что может привести к обрыву цепи и повреждению самой звездочки.

Якорную цепь нельзя задерживать в момент прохождения соединительной скобы по звездочке брашпиля, так как при этом возможно проскакивание цепи и, кроме того, скоба, задержанная на звездочке, испытывает повышенное напряжение, что может привести к ее разрыву. Рекомендуется при стоянке на якоре оставлять соединительную скобу на палубе между брашпилем и палубным клюзом. Это позволит в случае необходимости легко отдать скобу, разъединить смычки и освободиться от якоря.
При отдаче обоих якорей выполнение этого требования хотя бы для одного якоря обязательно. Став на якорь, днем поднимают черный шар, а ночью включают якорные огни и выключают ходовые.

Постановка на два якоря производится в тех случаях , когда из-за сильного ветра, течения или плохого грунта держащая сила одного якоря оказывается недостаточной, а также для надежного удержания судна в определенном положении при швартовке кормой к швартовным бочкам или причалу.

Постановку на два якоря осуществляют обычно следующим образом (рис. 36). Подходят с малой скоростью к месту якорной стоянки и приводят судно к ветру. Не доходя до линии ветра на 20 - 30°, отдают якорь с наветренного борта (положение I).

Застопорив машину, продолжают медленно продвигаться вперед по инерции, уваливаясь под ветер и потравливая якорную цепь. Вытравив некоторое количество якорной цепи, задерживают ее и останавливают судно.
Как только судно начнет двигаться к ветру, отдают второй якорь (положение II). Потравливая цепь этого якоря, дают возможность судну двигаться назад под влиянием ветра. Когда судно развернется носом против ветра (положение III), выравнивают якорные цепи и зажимают ленточные стопоры.

С изменением направления ветра или течения на противоположное судно тоже разворачивается на 180°. Вследствие этого при стоянке на двух якорях якорные цепи перекрещиваются - образуют крест. При развороте судна на 360° образуется двойной крест, так называемый крыж (рис. 37).

Если на якорных цепях образуется крест, то при съемке с якорей первым выбирают якорь, цепь которого расположена снизу. Без предварительной разводки крыжа подъем якорей невозможен.

Разводка осуществляется разворачиванием судна с помощью буксира или судовой машины в сторону, обратную закручиванию якорных цепей. При отсутствии буксира и невозможности выполнить такой разворот судовой машиной для разводки крыжа необходимо расклепать одну якорную цепь и обнести ее вокруг другой Это довольно сложная и трудоемкая работа, поэтому при возникновении опасности образования крыжа лучше заблаговременно произвести перекладку якорей.

Постановка судна на шпринг (рис. 38) применяется для обеспечения безопасности посадки или высадки пассажиров, проведения грузовых операций и т. п. на открытых рейдах. Для этого в обычном порядке отдают один якорь.
По наружному борту, с которого отдан якорь (положение I), с кормы судна проводят на бак стальной трос с огоном (шпринг) 1, закрепляя его в нескольких местах вдоль борта каболками 2.

Проводником из растительного троса выбирают конец шпринга через клюз на палубу и крепят его к звену якорной цепи 3 При необходимости якорную цепь предварительно подбирают на две-три смычки. Крепить шпринг к якорной цепи непосредственно скобой не рекомендуется, так как в случае деформации штыря ее будет трудно отдать.

Для крепления обычно используют стропку из стального троса, которую несколькими шлагами берут вокруг звена якорной цепи и такелажной скобой присоединяют к огону шпринга. При отдаче шпринга стропку легко разрубить. Брашпилем потравливают цепь, чтобы соединение вышло из якорного клюза После этого разрезают каболки и осторожно сбрасывают шпринг за борт.

Потравливая брашпилем якорную цепь и выбирая кормовым шпилем шпринг, ставят судно в такое положение, при котором подветренный (положение II) борт будет надежно защищать плавсредства, предназначенные для посадки (высадки) пассажиров или производства грузовых операций. При стоянке судна на якоре в условиях штормовой погоды, при сильном течении или плохо держащем грунте возможен дрейф судна.

Задача вахтенной службы - внимательно следить за положением судна и состоянием якорной цепи, чтобы своевременно обнаружить дрейф и принять меры к его прекращению. С этой целью вахтенный помощник капитана систематически определяет место судна по визуальным пеленгам ориентиров, а в условиях плохой видимости - по расстояниям до них, полученным с помощью РЛС.
При отсутствии ориентиров дрейф судна определяют способами, выработанными морской практикой. Одним из признаков дрейфа является разворачивание судна лагом к ветру с провисанием в этот момент якорной цепи. Если якорь держит, то при таком развороте якорная цепь остается натянутой.

Простым и достаточно надежным методом определения дрейфа судна является способ с применением балластины - металлического груза массой 10 - 15 кг с привязанным к нему линем. Длина линя должна быть на 10 - 15 м больше, чем сумма глубины места якорной стоянки и высоты надводной части корпуса судна в районе бака. Балластину опускают на грунт впереди форштевня и линь закрепляют на палубе.
Вахтенный матрос периодически выбирает слабину линя и смотрит за его направлением. Если при выбранной слабине линь будет натянут по носу судна, значит, судно сдрейфовало. В качестве балластины можно использовать ручной лот или диплот.

Определить дрейф можно также постоянным наблюдением за поведением якорной цепи. При отсутствии дрейфа с колебаниями судна на волне якорная цепь постепенно натягивается, выходя из воды, а затем постепенно и плавно ослабляется.

Резкое, с рывками ослабление цепи, повторяющееся при каждом последующем ее натяжении, свидетельствует о том, что якорь ползет по грунту. Рывки при ослаблении якорной цепи можно заметить держа руку на ней между якорным клюзом и брашпилем. Якорная лебедка.

При обнаружении дрейфа судна принимаются немедленные меры по его прекращению: вытравливается дополнительное количество якорной цепи, отдается второй якорь или судно снимается с якоря.Якорная лебедка.

Съемка с якоря требует предварительной подготовки якорного устройства:

проверяется работа брашпиля на холостом ходу; цепной барабан сообщается с валом брашпиля и отдается ленточный стопор;

открывается вода в клюз для обмыва якорной цепи или, если нет системы обмыва, готовится и подсоединяется к пожарной магистрали шланг.

По команде с мостика: «Вира якорь!» включают брашпиль. Якорную цепь следует выбирать плавно, без чрезмерных усилий. Если цепь будет испытывать большие напряжения от действия ветра, волнения или сильного течения, следует остановить брашпиль, а машине дать передний малый ход. Помощник капитана, руководящий подъемом якоря, должен следить за якорной цепью и докладывать на мостик о ее направлении и степени натяжения.Якорная лебедка.

Когда сильно натянутая якорная цепь идет на излом через форштевень и с трудом выбирается брашпилем, необходимо приостановить ее выбирание и подождать, когда она сойдет с форштевня.Якорная лебедка.

Прохождение каждой смычки якорной цепи через брашпиль сообщается на мостик ударами в колокол, число которых соответствует количеству оставшихся за бортом смычек. Когда якорная цепь займет вертикальное положение, но якорь еще не оторвался от грунта (положение «панер»), дают ряд частых ударов в колокол. При отрыве якоря от грунта брашпиль работает с большой нагрузкой, ход его замедляется, а после отрыва - ускоряется.Якорная лебедка.

С отрывом якоря от грунта на мостик докладывается: «Якорь встал!» - один удар в колокол. С этого момента судно считается на ходу, поэтому днем спускается черный шар,. а ночью выключаются якорные и включаются ходовые огни.

После длительной якорной стоянки на хорошо держащем грунте может случиться так, что брашпиль не оторвет якорь от грунта. В этом случае принимается решение об отрыве якоря от грунта ходом судна. Перед тем как дать ход машине, необходимо зажать ленточный стопор и разобщить брашпиль, а затем, когда якорь будет оторван от грунта, снова сообщить брашпиль, отдать ленточный стопор и продолжать выборку якоря.

Когда якорь полностью выйдет из воды, даются два удара в колокол и сообщается на мостик: «Якорь чист (не чист)!» Если якорь чист, т. е. не поднял каких-либо посторонних предметов (цепей, тросов, кабелей и т. д.), его обмывают от ила и подтягивают к клюзу.

Если якорь не чист, ход машине не дают до тех пор, пока якорь не будет очищен от посторонних предметов. Если поднятая, например, чужая якорная цепь не опутывает лапы якоря, а лежит на них, бывает достаточно отдать якорь снова с ленточного стопора.Якорная лебедка.

При падении якорь обычно освобождается от чужой якорной цепи. Если таким образом не удается освободить якорь от цепи, производят его очистку другим способом. Якорь с чужой цепью подтягивают ближе к клюзу, заводят на цепь прочный растительный трос и крепят его на кнехтах.

Затем брашпилем стравливают якорь ниже чужой цепи, которая остается на растительном тросе, и осторожно подтягивают якорь к клюзу. Когда якорь будет втянут в клюз, перерубают растительный трое и таким образом освобождаются от чужой цепи.
Можно также под чужую цепь завести серьгу из стального троса, коренной конец ее закрепить на кнехтах, а ходовой - взять на турачку брашпиля. Якорная лебедка.

Приподняв брашпилем чужую цепь так, чтобы она сошла с лап якоря, осторожно опускают ее на грунт. Если за лапу якоря запутается своя якорная цепь, то в якорную скобу с беседки заводят прочный стальной трос и крепят его на кнехтах. Потравливая якорную цепь, переносят массу якоря на трос, а затем с беседки освобождают лапу якоря от цепи. Втягивание якоря в клюз производят на самых малых оборотах брашпиля кратковременными его включениями.

Якорь должен быть плотно втянут в клюз до места, чтобы исключить его движение в клюзовой трубе во время качки судна. После втягивания якоря в клюз, о чем докладывают на мостик тремя ударами в колокол, зажимают ленточный и винтовой стопоры, брашпиль разобщают, проворачивают на холостом ходу и зачехляют. По указанию капитана палубные и якорные клюзы закрывают или оставляют открытыми.